С первого дня месяца Ав (2014 году – 28 июля) еврейский народ принимает суровые ограничения вплоть до 10 Ава (6 августа).
С начала месяца «сокращают объём торговли, строительства и посадки деревьев, можно совершать обручения, но не свадьбы» (Йевамот 43а). В эти дни каждый еврей находится в трауре, поэтому нельзя стричься и бриться, а за неделю до поста нельзя купаться, за исключением дня перед шабатом, нельзя стирать и гладить.
В эти дни не шьём и не покупаем новую одежду и ничего из того, что доставляет радость. За исключением всего необходимого для невесты и жениха, если свадьба состоится сразу, после 9 Ава, и нет возможности перенести на другой срок.
На эти дни останавливаем строительство дома, если есть где жить, но работы по строительству синагоги не прекращаем.
В эти дни изучаем трактат «Таанит», книгу Иова и «Мидраш Раба» – «Эйха рабати».
9 Ава ( в 2014 году – 5 августа) день великой скорби, день наших несчастий, когда мы были изгнаны и оставил нас наш Создатель.
«Взгляните и увидите, есть ли горе, подобное моему горю, что постигло меня, то, которым сокрушил меня Г-сподь в день пламенного гнева Своего» (Эйха 1:12). Храм наш потерян для нас и дороги к святому месту закрыты, а я стою в этот день у подножия, прислонившись к Стене, политой слезами моей матери и отца моего, сестёр и братьев моих.
Этот день горские евреи называют «Суруни», от глагола ласур ((לסור – отходить, отклоняться и от hасара (הסרה) – удаление. Потому что удалил Всевышний Свой народ от себя, как отец негодного сына и непослушную дочь свою.
«Суруни» – удалённый, изгнанный народ, который помнит свои истоки. Каждый год в этот день изгнанники, горские евреи, оплакивают разрушенный Храм, далёкую родину. Оплакивают своих родных, не доживших до возвращения и лежащих в чужой земле.
Другое значение этого дня – запрещение, от «асур» (אסור), ограничение, которое евреи накладывают на себя в день 9 Ава.
Горские евреи называли этот день – «Майром-овои». В память о еврейской матери, на её глазах враги казнили семь её сыновей. Они не приняли чужую веру и совершили «Кидуш Ашем». Когда казнили самого младшего, мать бросилась со скалы.
В этот день разведчики, которых послал Моше рабену исследовать Страну Обетованную, вернулись и признали её опасной и непригодной для народа Израиля, народ плакал, и Всевышний вынес свой приговор на смерть евреев старше 20 лет, оказавшихся исполнить Его заповедь.
9 Ава 3338 года войсками Нэвухаднэцара, царя Бавеля, был разграблен, разрушен и сожжён Первый Храм.
9 Ава 3828 года (68 г. н.э.) римляне разрушили и сожгли Второй Храм.
9 Ава 3895 года (135 года н. э.) римляне полностью подавили еврейское сопротивление и погиб Шимон Бар-Кохба, вождь еврейских повстанцев.
9 Ава, спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы, римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестностей, а Йерушалаим был переименован в Элия Капитолина.
Многие беды выпали на 9 Ава и в последующие годы:
9 Ава 1095 года христиане начали первый крестовый поход, тогда фанатики и бандиты убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
9 Ава 1146 года во время второго крестового похода всю Европу охватили жестокие еврейские погромы.
9 Ава 1290 года началось изгнание евреев из Англии и множество народа погибло в морской пучине.
9 Ава 1306 года французский король принял решение и 10 Ава издал указ ограбить и изгнать евреев из Франции.
9 Ава 1348 года начались «чумные погромы». До декабря следующего года были уничтожены (сожжены) сотни тысяч (!) евреев в городах Франции и Германии.
9 Ава 1492 года король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании.
9 Ава 1555 года евреев Рима заключили в гетто, и в этот же день в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.
9 Ава 1648 года банды Богдана Хмельницкого на Украине и татары Крыма начали страшный погром и за короткий срок вырезали около 300 000 евреев.
Автор книги «Пучина бездонная» Натан Ганновер (1610–1683) пишет: «Расстелив по земле, на улицах и проулках священные свитки, бандиты поверх них резали своими саблями и кинжалами семью за семьёй, учёных и мудрых, стариков и старух, мужчин и женщин. Братьев убивали на глазах сестёр, сыновей на глазах их отцов». Многовековой опыт ненависти успешно освоили последующие поколения. Описание тех зверств, что творили христиане и мусульмане за весь период своей истории, и в частности в последнем столетии, невозможно читать без содрогания.
9 Ава 1882 года начались еврейские погромы в России.
9 Ава 1914 года началась Первая мировая война.
9 Ава 1942 года заработал конвейер смерти в концлагере Треблинка.
В эти же трагические дни в 2005 году полиция и армия государства Израиль устроили изгнание в Гуш-Катифе, на юге Эрец Исраэль. Тысячи евреев лишились своих домов и плодородной земли, политой их потом и кровью, стала она пустыней и боевым полигоном арабских террористов.
Во времена исламского ига и в суровые годы советской власти на Кавказе во всех горско-еврейских общинах день Суруни отмечали с особым старанием. И сегодня, когда почти нет препятствий к исполнению традиций и законов Торы, сохранили этот день слёз и всеобщего горя.
С начала месяца Ав горские евреи не едят мясо и не пьют вино. Вино авдалы (отделения праздничного дня от будничного) в шабат, что за день или более до 9 Ава, следует дать ребёнку, или же благословлять на другой напиток, чтобы сказать бэраху «ше hаколь».
Из дальних мест возвращаются к своим семьям или едут к местам захоронения умерших или погибших родных. Обычай горских евреев посещать 9 Ава могилы своих родных. Хорошо, когда есть возможность собрать у могилы миньян, чтобы прочитать "ашкаву" и кадиш. Даже если нет миньяна следует читать теhилим и hашкаву.
8 Ава до захода солнца (в 2014 году – 4 августа) следует сделать разделительную трапезу, «сеуда мафсекет», но только с одним блюдом из варёной пищи, желательно яйцо, сваренное вкрутую. Можно есть сырые овощи и фрукты (не консервированные), или молочное, не расстраивающее желудок (творог).
В этот день не употребляют алкогольные напитки. Не следует есть вместе трём взрослым мужчинам, чтобы не говорить «зимун».
Трудно поститься в Суруни, в это время часто бывают жаркие дни, и мучает жажда от горьких слёз, которые не могут сдержать даже крепкие люди.
После захода солнца когда завершается восьмой день месяца Ав, начинается пост и уже нельзя есть и пить. В каждом доме в это время зажигают свечи, дети прекращают обычные игры, и идут в синагогу даже те, которые не ходят в праздники, теперь они сидят в полумраке на полу, читают и слушают "Плач Ирмияhу" (Эйха).
Вернувшись домой, спят одетыми, а на следующее утро опять собираются в синагоге. После молитвы идут на кладбище, босиком или в обуви из любого материала, кроме кожи.
9 Ава запрещается пить, есть, умываться и мыться, пользоваться мазями, надевать кожаную обувь. Запрещены интимные отношения между супругами. В этот день следует воздержаться от курения. До послеполуденной молитвы «Минха гэдола» сидеть следует на полу или на стуле не выше 24 см.
Утром, после сна, омывают пальцы рук и протирают ими глаза. Однако кисти рук можно помыть после туалета, и в том случае, если они грязные.
Пост 9 Ава распространяется на всех взрослых мужчин (с 13 лет) и женщин (с 12 лет), в том числе на беременных и кормящих женщин. Но больные (даже не опасно для жизни) могут понемногу пить и есть в укромном месте, если им тяжело поститься. То же касается старых людей, и во всех сомнительных случаях надо следовать рекомендациям врачей.
9 Ава не принято приветствовать друг друга словами.
Нельзя в этот день читать ТАНАХ (в том числе Теhилим), но следует читать и изучать тексты, связанные с выражением скорби и горести: «Мегилат Эйха», Мидраш «Эйха Рабба», книгу «Иова», Мишну и Гмару «Таанит» и разделы Талмуда Бавли «Гитин» (55б-58а), посвящённые разрушению Иерусалима.
Мужчины закутываются в талит и возлагают тэфилин не в «Шахрит» с утренней молитвой, а с молитвой «Минха». И только «минhаг Йерушалаим» (традиция) – закутываться в талит и возлагать тэфилин в «шахрит», как в обычные дни.
Брит мила в этот день, если он восьмой от рождения мальчика, делают во второй половине дня, после «Минха гэдола». И тогда моhэль, отец ребёнка и сандак прекращают свой пост.
В этот день евреи дают обильные пожертвования. Поэтому, стоит напомнить, что в соответствии с hалахой помогать следует в первую очередь своим родным, потом иешивам и студентам, изучающим Тору, потом синагогам, потом членам общины, потом всем остальным. В таком порядке.
В странах галута (за пределами Эрец Исраэль), если еврей вынужден работать, нет ему запрета, но не афишируя и не утруждая себя чрезмерно. Днём 9-го Ава можно открывать продовольственные магазины и можно там покупать продукты, чтобы готовить еду к окончанию поста. До захода солнца можно готовить еду, чтобы была готовы к окончанию поста.
После окончания поста надо сделать омовение рук.
После вечерней молитвы, следует читать «Благословение луны», если она не скрыта облаками.
10 Ава состояние траура продолжается до полудня. Но в любом случае, на второй день после поста оканчиваются траурные дни и горские евреи устраивают свадьбы.
Суруни – один из самых важных дней в традиции горских евреев. В этот день усиливается ощущения общности со всем еврейским народом, разбросанным по разным странам и континентам. И надежда на избавление.
Милость Творца безгранична, Он слышит все молитвы и все обращения к Нему, даже «из глубокой теснины».
«Поднимаю глаза мои к горам – откуда придёт помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. Г-сподь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою. (8) Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (Теhилим 121).
Всему есть конец, и страданиям, и наказанию. С новым днём возрождается жизнь, и мы называем его своим праздником. 15 Ава – праздник, не установленный Торой.
В этот день, в последний год пути к Эрец Исраэль, в 2488 году, евреи перестали умирать за вину разведчиков 9-го Ава 2449 года. В этот день коленам Израиля было разрешено смешиваться между собой, а колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу.
15 Ава – девушки выходили в белых платьях водить хороводы, а юноши выбирали себе невест. Поэтому день этот стали называть днём любви и мира.
Всему есть конец, и успокоит Милосердный, Свой народ и соберёт в будущем году в отстроенном Йерушалаиме. Амен.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»