«Каф» – ладонь Шехины, рука Б-га. Он хлопает и радуется на трапезе праведников в Олам hа-ба. Об этом времени сказал пророк: «Г-сподь, поднял ты Свою невидимую руку...» (Йешаhу 26:11).
Он призовёт общину Израиля и скажет: «Я собрал вас перед злодеями, чтобы видели они и устыдились, что остались за пределами Ган Эден (Раби Акива, «Мидраш отийот»).
Гиматрия «Каф» – 20, а две «Каф» – ладони коhена, когда он возносит свои руки и благословляет общину. Они составляют число 40, это дни установления руах, нефеш и нэшама перед рождением человека. Коhен особым образом раздвигает и соединяет пальцы ладоней, произносит Имя и направляет к людям духовную энергию «Небес».
«Каф» – это открытая рука, как сказано: «Потэах эт ядэха и мазбия ле коль хай рацон!» – «Раскрываешь Свою ладонь и щедро насыщаешь всё живое» (Теhилим 145:16). Пусть и твоя рука будет открыта для нуждающихся, это закон Торы, обязательный для исполнения. Как сказано: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Дэварим 15:7).
«Каф» – это ладонь руки (каф hа-яд) с множеством линий на ней, с тайными знаками, которые могут рассказать о судьбе человека.
Раби Авраhам Азулай писал в книге «Ор hа-хама», что есть 15 уровней мудрости в Торе: следует знать весь ТаНаХ, в том числе грамматику Торы, знать наизусть все разделы Мишны, агаду, четыре раздела Турим, hалахот… На тринадцатое место он поставил хохмат яд, способность читать линии ладони.
Рассказывает раби Хаим Виталь, что когда ему было 12 лет, в их городе появился великий мудрец, имя которого было скрыто от людей. Он открыл ладонь мальчика и предсказал тяжёлое душевное потрясение, когда ему исполнится 24 года. Два года будет продолжаться кризис, после которого он станет или злодеем или праведником и мудрецом.
Аризаль, пишет рав hа-Хида, не хотел обучать своих учеников мудрости хохмат яд, даже любимого ученика, раби Хаима Виталя, который год и десять месяцев учился у него и втайне записывал слова своего учителя.
Но раби Хаим так страстно желал раскрыть тайну ладони, что пошёл на хитрость,уговорил женщину, у которой была дочь на выданье, прийти в иешиву во время урока и просить Аризаля по руке девушки сказать, когда она выйдет замуж.
Когда они вошли, Аризаль укоризненно посмотрел на своего ученика и сказал женщине, чтобы она отошла в сторону, открыла руку дочери и внимательно смотрела на линии ладони. Потом Аризаль прикрыл глаза и рассказал женщине, когда и как её дочь выйдет замуж.
Законы Торы (Дэварим 18:9-13), ««Йоре Деа» 179) запрещают гадать любым способом и предсказывать будущее. Многие люди обладают экстрасенсорными способностями, но их участие в чужой судьбе может причинить вред.
«Зоhар» (Итро, «Разей дэразин») предупреждает, что не следует людей обучать и посвящать в тайны Творца, пока они не поднимутся на высший духовный уровень.
Человек должен стать праведником, чтобы получить к ним доступ и использовать на практике полученные знания (Бавли, «Санhэдрин» 65). Как сказано о праведном Йосефе: «И увидел господин его, что Г-сподь с ним, и что всему, что он делает, Г-сподь даёт успех в руке его (Бэрешит 39:3).
С древних времён люди пользуются амулетами и уверены, что они защищают от несчастья. Сами по себе они безвредны и бесполезны. На судьбу человека, на события, которые с ним должны произойти или уже происходят, влияют его собственные убеждения. Во что он верит, то и случается. Если есть «битахон», полное доверие Творцу, Он поддержит и защитит.
«Помни! Ты не один в этом мире, Он всегда с тобой, как отец, как наставник и как судья, который видит и оценивает не только твои поступки, но и потаённые желания. Благо тебе, когда ты удерживаешь с Ним связь».
Все народы пользуются амулетами, у евреев есть свой талисман – «хамса» («Яд хамеш»), его называют «рукой Мирьям». Это пластина в виде открытой ладони с двумя большими пальцами по краям. Однако нет смысла надеяться, что хамса защитит от сглаза или от другой беды. Благополучие человеку приходит от Б-га, когда он беспрекословно исполняет Его заповеди. Тора – самый надёжный талисман.
«Каф» – это капара, искупление. За свои проступки мы отвечаем дважды – перед Б-гом и перед обществом. Обществу или человеку мы возмещаем за причинённый вред и просим прощения, но Б-гу ничем не возместим, кроме собственной души.
Поэтому Он дал нам возможность искупить душу, совершить капару с полным раскаянием в самый важный день в жизни каждого еврея, в Йом Кипур. Сказал Реш Лакиш: «Велика сила покаяния, преступление оно превращает в проступок» (Бавли, «Йома» 86-б).
Раскаяние в Йом Кипур искупает вину отдельного человека и общества в целом. «Если нарушена запрещающая заповедь, за которую не положен «карет» или смертная казнь, и грешник раскаялся, полное прощение приносит только Йом Кипур» (Рамбам, Законы Тэшувы 1:10). Сказал рабби Леви: «Если Израиль сделает тшуву, хотя бы день один, тут же придёт сын Давида, и будут они вызволены» (Мидраш «Шир hа-ширим» 5).
«Каф» – царский венец Владыки мира, как сказано: «Короной увенчают Тебя ангелы небесные и народ Израиля…» (Мусаф шабата).
Три «Каф», три короны есть у Израиля, как сказано: «Тремя венцами увенчан Израиль — венцом Торы, венцом храмового служения и венцом царствования.
Венца храмового служения удостоился Аhарон, как сказано: «И будет ему и потомкам его союзом вечного служения» (Бэмидбар 25:13).
Венца царствования удостоился Давид, как сказано: «Потомки его будут всегда, и трон его — как солнце передо мной» (Теhилим 89:37).
Венец же Торы ожидает каждого, как сказано: «...наследие общины Яакова» (Дэварим 33:4), каждый, кто захочет, пусть подходит и берет» (Рамбам).
Звезда – это каф-вав-каф-бэт. Две буквы «Каф» Творец Вселенной соединил буквой «Вав» с помощью «Бэт», и родилась звезда Кохав (כוכב).
«Семь двойных основных Бэт, Гимел, Далет, Каф, Пэй, Рэйш, Тав впечатал их (Творец), вырубил, сочетал, взвесил, заменил и сформировал ими 7 звёзд в мире, 7 дней в году, 7 врат в душе мужчины и женщины» (Сэфер hа-йецира 4:6).
С древних времён людей пугало и манило звёздное ночное небо. Они чувствовали влияние звёзд и близлежащих планет на земную жизнь, но не понимали причины и систему их воздействия. И сегодня физическому влиянию звёзд люди придают сакральный смысл.
Звёзды издавна служили людям для определения своего места на местности или в море. Путешественники ориентировались по Полярной звезде и по созвездию Малой Медведицы.
Рамбам признавал науку астрономию, но астрологию считал глупостью. Астрономия прекрасно объясняет взаимодействие космических тел и то, как мощная энергия звёзд световыми волнами и невидимыми излучениями питает нашу землю.
Невежды обращались с молитвой к звёздам, приносили кровавые жертвы. Пророк Ирмияhу призывал: «Так сказал Господь: не учитесь пути тех народов и не страшитесь знамений небесных, как боятся их те народы; ибо уставы народов – суета…». (Ирмияhу 10:1).
Глупо думать, что звёзды произвольно могут помогать или причинять ущерб человеку (Решит хохма). Звёзды, как неодушевлённая часть творения, не могут самостоятельно изменять свой путь, который определил для них Творец.
«Это слуги, – говорит Авраhам Ибн Эзра, – они служат Творцу». Например, через созвездие Кимы – созвездие Плеяды Всесильный навёл потоп на землю во времена Ноаха (Рош hашана 11б). А Ксиль – Орион проявит себя в конце дней (Раби Ханина бар Папа).
Звёзды, как и все другие создания Творца, имеют духовную сущность. Великой мудростью Своей Творец установил раз¬меры земли, её форму, объём воды и воздуха, темпера¬туру и необходимое коли¬чество солнечного света, а также влияние звёзд и луны в ночное время на живую и неживую природу земли (Иов 38:5).
«Установлено, что Б-г поставил все действия и поступки человека, как большие, так и малые, в зависимость от звёзд. И в то же время наделил человека мудростью, которая позволяет ему избегать влияния звёзд и самому делать выбор между добром и злом» (Раби Йосеф Б. Соловейчик «О раскаянии»).
Звёздные системы образуют 12 Мазалот, то есть, силы, посредством которых Высшая Мудрость активно влияет на природу Земли, на животных и на человека.
Мазал – предопределение, которое очень трудно (но можно) изменить. Со времени дарования Торы Народу Израиля евреи были освобождены от власти звёзд. А если человек не следует правилам и законам Торы, сам восстанавливает их влияние на свою судьбу.
Рава утверждал, что от звезды зависят и долголетие, и хорошие дети и средства к жизни (Моэд Катан 28-а). Говорил раби Ханина, что для человека важно, когда он родился, днём или ночью, в какой час, в какой день, в каком месяце. Есть месяцы «плохой планеты», например Ав, месяц бедствий еврейского народа.
Рав Папа учил: если еврею предстоит в месяце Ав судебное разбирательство с язычником, то он должен под разными предлогами оттянуть разбор дела, иначе может проиграть (Таанит 29б).
Порядок и названия месяцев, и соответствующие им созвездия: ТИШРИ – Весы. ХЕШВАН (называется также "Мар-хешван") – Скорпион. КИСЛЕВ – Стрелец (Лук). ТЕВЕТ – Козерог. ШВАТ – Водолей. АДАР – Рыбы. НИСАН – Овен. ИЯР – Телец. СИВАН – Близнецы. ТАМУЗ – Рак. АВ – Менахем Ав, Утешитель Ав – Лев. ЭЛУЛ – Дева.
Звёзды, луна, наша планета, её природа и живые существа, населяющие землю, взаимно влияют друг на друга находятся под постоянным наблюдением и управлением Творца, Владыки Мира, да будет Он благословен! Звёзды только посредники.
У каждого народа есть своя звезда и созвездие, есть своя звезда у каждого города. Когда Всевышний вывел народ Израиля из Египта и дал Тору, сказал, что Сам, без посредников, будет вершить судьбу народа и каждого человека. Он Сам принимает решения о судьбе нашего народа. У народа Израиля своей звезды нет, ибо народ Израиля – надел Г-спода» (Ибн Эзра, комментарий к «Дэварим» 4:19).
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»