Палестинцы, арабы и евреи. hафтара к главе Бэшалах
В те давние времена, когда палестинцы (плиштим) и племена Кэнаана жили в Эрец Исраэль в тесном соседстве с евреями, они терроризировали еврейские поселения, поджигали еврейские дома, уводили скот, преследовали евреев на дорогах. «Во дни Шамгара, сына Аната (судьи Израиля), во дни Яэль опустели дороги, а ходившие по дорогам стали ходить окольными путями» (Шофтим 5:6).
После его смерти, царь Хацора Явин вознамерился стать во главе всего Ближнего Востока и послал своего военачальника Сисру оккупировать еврейские города, ограбить и поработить евреев.
И тогда пророчица и судья Израиля Дэвора велела своему мужу, праведному Бараку (он же Михаэль и Лапид) собрать армию и спасти народ от врагов. На его призыв откликнулись евреи из колена Иссахара, Нафтали и Зэвулуна, они собрали десятитысячный отряд и на горе Тавор разгромили армию Сисры, многократно превосходящую количеством и имевшую на вооружении 900 железных колесниц. Сисра бежал с поля боя и пытался скрыться в поселении Хэвера-кенийца, внука Итро. И погиб там от руки Яэль, жены Хэвера.
После Йеhошуа бен Нуна у народа Израиля уже не было вождя, способного объединять и управлять всеми коленами Израиля. «Встало после него поколение другое, которое не знало Г-спода и деяний Его, совершенных Им для Израиля» (Шофтим 2:10).
Евреи постепенно теряли связь с Торой, которая была перед глазами первых поколений Исхода, и у них уже не было системы обучения и сохранения её законов.
Евреи приводили в свои дома жён из дочерей идолопоклонников, осваивали их обычаи, и скромный еврейский дом превращался в публичное заведение. Ассимиляция, которую евреям удалось избежать в Египте, стала угрожать существованию еврейского народа в Эрец Исраэль.
Но встала судьёй над домом Яакова женщина-пророк, Дэвора. Она удостоилась Шехины и слышала голос Б-га (Тосафот). Она названа «эшет лапидот», и читать это следует не «жена Лапида», а – «пламенная женщина» (лапид – факел, пламя). В её душе горела любовь к своему народу и желание вернуть его к Б-гу.
Она судила на виду у людей под пальмой, названной «Томэр Дэвора», ибо из скромности своей не хотела уединяться в помещении с теми, кто приходил к ней за советом.
В то время для всех людей было достаточно места на земле, и земля могла прокормить всех, кто не ленился. Но не было мира на земле, народы воевали друг с другом, желали возвысить себя над другими, поработить и принудить к поклонению своим идолам.
Племена, населявшие Ближний Восток, не могли смириться с тем, что евреи поселились рядом, но не признают их богов. Не могли смириться с тем, что евреи оказались более успешными в строительстве и в обработке земли. Им казалось, что благополучие Израиля идёт в ущерб их благополучию. А также зависть, жажда наживы и стремление к разрушению стали причиной ненависти этих племён к евреям.
Сисра собрал против евреев огромную армию, в неё влились отряды палестинских и кэнаанейских племён. Эта армия, многократно превосходила численностью и вооружением армию Израиля, но поражение их было закономерным.
Евреи никогда не побеждали количеством, их защищала рука Всесильного.
Дэвора объясняет эту победу в своей песне: «Тогда дал Он оставшемуся народу власть над сильными, Г-сподь дал мне власть над могучими» (Шофтим 5:13). Мир увидел, что Б-г даёт силу и защиту Своему народу.
И теперь соседи евреев, поселившиеся на земле Израиля, ишмаильтяне из арабских стран, называю себя палестинцами, и возвращают нас к событиям трёх тысячелетней давности. Они отвергают историю и отказываются от мирного сосуществования, снова и снова с готовностью ведут свои армии на уничтожение Израиля.
Каждая война с участием евреев – чудо из чудес, спасение приходит совсем неожиданно и изумляет врагов. Так было в 1948 году, когда малочисленный неокрепший народ, только что поднявший голову в своей стране, одержал победу над вооружёнными силами Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена.
Такая же история повторилась в 1967 году, война продолжалась шесть дней, даже помощь коммунистической сверхдержавы не принесла успеха объединённой арабской армаде. И в последующие годы Всесильный прикрывал евреев, чтобы вражеские ракеты взрывались на пустырях и птицефермах.
Поёт Дэвора, в её песне мы видим восторг и пламя любви (лапид hа-аhава) еврейского народа к Б-гу. А Он говорит: «Что я могу сделать с Израилем, ведь они мои кровные родственники». Община Израиля называется как бы супругой Всевышнего, и Он называет ее «Моя дочь, Моя сестра, Моя мать» (Раби Моше Кордоверо, «Томэр Дэвора»).
Сказал раби Аба: «Если освятите святой день шабата, станете вы близкими и желанными Всесильному, благословен Он, более всех народов земли. Дал он вам Тору и дал шабат, а тот, кто освящает и исполняет шабат, словно исполняет все законы Торы. Ибо шабат – это отдых и праздник для души и тела (Зоhар 47-а).
Когда евреи бежали от преследования египетской армии и возопили в страхе, сказал им Моше: «Г-сподь будет воевать за вас, а вы молчите» (Шмот 14:14). Всесильный наблюдает за Своим народом и направляет и защищает его.
Всесильный прикрывает Свой народ от ненависти других народов, когда евреи проявляют верность и любовь к Его заповедям, и когда страдания их превышают их возможность выстоять. Как было сказано: «Г-споди, в бедствии вспоминали они о Тебе, изливали тихую мольбу, (когда) наказание Твоё (постигало) их» (Йешаhяу 26:16).
Но даже в то время, когда нет видимых заслуг, Он проявляет Свою заботу. И это происходит с Израилем уже в 21 веке.
С давних времён в мире продолжает существовать враждебное отношение к евреям даже среди тех народов, которые никогда не видели евреев, и не было им ни вреда, ни пользы от них. Говорит Рамхаль: «Один из глубоких замыслов Творца, благословен Он, в управлении миром – это идея сосуществования Израиля и народов в мире. Со стороны человеческой природы они кажутся совершенно одинаковыми, но со стороны Торы значительно отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно разных вида» (Путь Творца 4:1).
Это отличие стало причиной юдофобии, которая прекратится только тогда, когда исчезнет противопоставление великого множества народов земли одному немногочисленному народу Израиля. Творец дал возможность представителям всех народов земли войти в «завет Авраhама». Такое желание проявили и осуществили тысячи людей. Благодаря им Творец задержал суд над человечеством и не повторяет такую меру наказания, как Всемирный потоп.
Враждебность к евреям прекратится, когда утихнет ненависть остальных обитателей нашей планеты друг к другу, когда люди откажутся от войны и от насилия. Если все они признают семь основных заповедей Творца, Его Свет озарит землю и уже никто не станет отличать еврея от нееврея.
Каждый, кто выполняет «семь заповедей Ноаха», относится к праведникам народов мира и имеет удел в грядущем мире. Вот эти законы:
1. Запрет идолопоклонства. Этот запрет включает в себя запрет веры в идолов и иные силы, кроме Бога.
Говорят, что сюда входит также запрет колдовства с целью узнать будущее, запрет составлять гороскопы, запрет ворожбы, запрет любовной магии, запрет спиритизма, вызывания мертвых.
2. Запрет богохульства, то есть запрет проклинать Бога или неуважительно о нем говорить.
3. Запрет убийства людей. Запрещено убивать не только здорового человека, но и смертельно больного (даже по его желанию), а также человеческий плод. Самоубийство запрещено. Разрешается защищать себя и других людей, убивать врага на войне - но только при обороне.
4. Запрет есть от живой плоти. Он включает запрет употреблять в пищу мясо или кровь от не умерщвлённого предварительно живого существа.
5. Запрет разврата. Он подразумевает запрет прелюбодеяния (связь с замужней женщиной), запрет кровосмешения с близкими родственниками, гомосексуализма и скотоложства.
Сюда же относится запрет на кастрацию людей и животных, на скрещивание разных видов деревьев и животных.
6. Запрет кражи. Он включает в себя обман в торговле, невыплату долга.
Соблюдение этих шести запретов спасает от несчастного случая, а исполнение седьмой заповеди даёт человеку право на защиту от зла.
7. Судопроизводство. Следует назначать судей, выносящих приговоры по справедливости. Судьям запрещается брать взятки. Самосуд строго запрещен.
Заповеди эти даны для всех народов земли.
Но у народа Израиля заповедей намного больше. 613 заповедей Торы и 7 заповедей де-рабанан (мудрецов):
1. Читать hалель в праздники и в рош-ходеш.
2. Читать Свиток Эстер в Пурим.
3. Выполнять «эрув хацерот, эрув тхумин и эрув тавшилин».
4. Благословлять перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий.
5. Зажигать субботние свечи.
6. Зажигать светильник в Хануку.
7. Омывать руки перед трапезой с хлебом.
Всесильный обязал еврейский народ быть примером для остального человечества. Он сказал, что если будут соблюдать Его заповеди, сохранит их и умножит на земле.
Праведная Дэвора судила и наставляла народ Израиля под деревом «Томэр Дэвора», и раби Моше Кордоверо (светлая память ему!) написал книгу с таким названием.
О том, чему учила евреев мудрая женщина, и о том, что Творец желает добра каждому человеку на земле, не держит гнева и прощает грехи. Учила быть справедливым и приветливым к каждому человеку, беречь себя от злобы, от грязных слов и пустословия, совершенствовать свои качества.
За свою долгую историю народ Израиля много раз подвергался преследованиям и неоднократно был близок к уничтожению. Евреям пришлось выдержать тысячи войн, от первой – с Амалеком, который открыл дорогу всем последующим террористам, до последней войны с исламским террором.
Израиль должен знать, что ни силой, ни военной техникой террор не победить. Он привлекает миллионы людей не только из ислама, но и из секулярного мира, у террора мощная база и система поддержки в разных странах.
У Израиля нет выбора, только как обратиться за поддержкой к своему Создателю, благословен Он. Чтобы благословил Он умные еврейские головы, умелые еврейские руки и укрепил еврейские души мудростью и силой для мира и благополучия Своего народа. Так сказал царь Давид: «В день бедствия моего призываю Тебя, потому что Ты ответишь мне» (Теhилим 86:7).
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»