Учили наши мудрецы: «Читаем в книге Торы, «Дэварим» 11:14, и повторяем дважды в день в «Шма Исраэль» слова: «…и соберешь (ואספת דגנך) ты хлеб твой и вино твое…». Как сказано: «Да не отойдёт эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь» (Йеhошуа 1:8). «До каких пор обязан изучать Тору? До дня своей смерти, как сказано: «... и чтобы не ушли из твоего сердца все дни твоей жизни» (Дэварим 4:9).
«Почему Талмуд напоминает нам об этом? – спрашивает раби Ишмаэль, – ведь это в порядке вещей – пахать, сеять и собирать урожай». Ответил раби Шимон бар Йохай, что конечно, одно соответствует другому, и на всё есть определённое время: время пахать, время сеять после пахоты, и соответственно, время для сбора урожая. В чём же смыл сказанного в Торе?
Если Израиль исполняет волю Всевышнего, трудится над Торой, пусть не беспокоится о хлебе насущном, другие народы готовят в срок его урожай к сбору. «И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа – служителями Бога нашего будут именовать вас» (Йешаяhу 61:5-6). Поэтому сказано: «…и соберешь ты хлеб твой и вино твое…», то есть получишь то, что выполнено руками других, а в противном случае вынужден будешь сам заботиться о себе.
РАШБИ (раби Шимон бар Йохай) учил, что каждый из народа Израиля обязан днём и ночью трудиться над Торой. А награда за этот труд – благоденствие от тех народов, которые трудятся ради хлеба насущного, в том числе для тебя. Мы должны знать, что духовная работа евреев влияет на результаты материального труда всех народов на земле. Поэтому сказано: «Да не отойдёт эта книга Торы (לא ימוש) от уст твоих…».
Раби Йоханан подтверждает слова РАШБИ. Однако напоминает, что проблема материального обеспечения, парнасы, чрезвычайно важна для каждого человека на земле, и направляет нас к словам раби Ишмаэля (в разделе Менахот), который так же считает, что евреи должны изучать Тору, но не отказываться от любого другого труда. В словах «Не отойдёт Тора от уст твоих» – только обязанность читать «Шма Исраэль». Но изучение Торы не освобождает евреев от другого рода деятельности для собственного обеспечения. В таком случае допустимо также изучение нееврейской науки.
Пример этому мы видим в том, что случилось с раби Шимоном и его сыном. После двенадцати лет, проведённых в пещере, они вышли на свободу и увидели крестьян, косивших в поле траву. Возмутился раби Шимон, что евреи оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью временной, и взгляд его испепелял всё, что он видел. Тут же был голос с Небес, ему велели возвратиться в пещеру до тех пор, когда его глаза перестанут сжигать землю и получат способность к умиротворению. Только через год он получил право вернуться к людям.
Большинство мудрецов Торы (раби Абайе и др.) подтвердили основные требования к каждому еврею:
изучать Тору,
совершать добрые деяния,
ежедневно читать «Шма» (как минимум дважды в день),
молиться,
овладевать профессией и трудиться для собственного обеспечения.
Раба говорил студентам своей иешивы: «Не появляйтесь в иешиве в месяц Нисан и в месяц Тишрей (время сева и сбора урожая), дабы вы могли содержать себя весь год».
Подведём итог словами Рамбама: «Большая заслуга есть у того, кто кормит себя собственными руками, и так поступали благочестивые люди прежних поколений; и этим достигается все благо этого мира, а также Будущий Мир, как сказано: «Если трудом рук своих добываешь себе пропитание – счастлив ты, и хорошо тебе» (Теhилим 128:2), то есть, счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в мире Будущем, о котором сказано, что он абсолютно хорош» (Мишнэ Тора, «3аконы изучения Торы» 3:9-12).
Изучение Торы – основа всей нашей деятельности в этом мире, мы обязаны изучать её законы, чтобы наша жизнь была осмысленной и была нам в радость. Ибо только тот, кто знает и исполняет законы Торы, способен достичь духовного совершенства, как от нас требует наш Создатель.
«Община может содержать знатока Торы, талммид-хахама, вознаграждая за наставления, которые он дает ей в её духовной жизни, и за его заботу о благе общины» (Ицхак Абрабанель).
Создатель наш наградил талантом каждого человека, это может быть талант врача, повара, архитектора, строителя, экономиста и менеджера и т.п. Для многих видов деятельности помимо знаний требуется особый дар. Но самый важный дар – это талант изучения и обучения Торе. Это тяжкий труд на благо всех других людей.
Благословенны те, которые обеспечивают еврейских мудрецов, на долгую добрую, благополучную и мирную жизнь.
УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ
Танхум бен Леви был самым богатым евреем в городе. В его руках был кожевенный завод, ткацкая фабрика, магазины, сады и поля, засеянные рисом, и даже в других в городах было что-то такое, что давало ему значительный доход. Понятно, он был очень занят и не мог посещать синагогу или бет-мидраш, дом учения.
Однако когда праздновали бар мицву, то есть тринадцать лет сыну его, услышал Танхум бен Леви дэраш раби Цадока, объяснение тридцать пятого стиха восьмой главы книги Ваикра. Сказано там: «И у входа в шатёр откровения оставайтесь днём и ночью в течение семи дней… чтобы не умереть». То, что говорил раби, было так понятно, что он удивился: «Как же я спал до сих пор и не исполнил свою обязанность перед Богом?»
На другой день Танхум пришёл в бет-мидраш, где сидел за книгами раби Цадок. Смотрит он на раби, на его бедную одежду и говорит:
– Мир тебе, раби, скажи мне, как ты живёшь, какой у тебя заработок, есть ли семья у тебя?
Поднял раби голову, отвечает:
– Нет у меня заработка, трудно живу, сам не знаю, на что живу. Шесть моих деток с Небес питаются.
– Понятно, – кивнул головой Танхум, – у меня, как у любого еврея есть обязанность изучать Тору, но нет времени, Я предлагаю тебе стать моим компаньоном, ты учи Тору днём и ночью, а я дам тебе и твоей семье всё, что нужно для жизни. Но половина заслуги за твою работу, за Тору, будет моя. Согласен?
Обрадовался раби Цадок, что семья выйдет из нищеты:
– Согласен, согласен!
Тут же они составили договор и скрепили своими подписями.
Танхум выделил семье раби Цадока четыре комнаты в своём большом доме, с мебелью и со всем необходимым для жизни, дал одежду детям и нарядные платья жене раби, приставил слуг и велел кормить их три раза в день.
Зажили они в полном изобилии, как знатные люди, ели и пили то, что никогда в глаза не видели, и время проводили, как желали. Так прошёл год.
Вдруг, в месяце Сиван, умер раби.
Танхум плакал о нём, как о брате, такие похороны устроил, словно хоронят великого мудреца, раввины из других городов сопровождали носилки. Семь дней сидел в трауре и семь дней мудрецы Торы учили мишнайот для души умершего товарища. И ещё заказал Танхум в честь своего компаньона новый свиток Торы для синагоги.
А на тридцатый день сам умер.
Поднялась его душа в Небеса и встретила там душу раби Цадока. Но только увидел его раби, бросился прочь. Помчался следом Танхум и поймал его. И спрашивает:
– Почему ты убежал от меня? Что случилось? Что плохое нашёл ты во мне? Ведь мы оба теперь в этом самом настоящем Истинном Мире.
Ответил раби:
– Ты действительно праведник, однако я ничего не дам тебе от своей заслуги за Тору.
– Почему? – возмутился Танхум, – есть у нас договор, отдели мою часть!
– Нет-нет-нет!
Так они спорили, пока не привели их на Суд.
На Суде говорит Танхум:
– Владыка Мира, как известно Тебе, я услышал дэраш от этого раби и узнал, что обязан учить Тору. Но у меня не было времени, поэтому я взял его себе компаньоном, чтобы он учился, а я его содержал. Вот наш договор, и вот его подпись.
Сказал Всесильный, благословенно Имя Его:
– Он прав. Почему не желаешь отдать половину заслуги, что заработал учением?
Ответил Ему раби:
– Владыка Мира, пока был нищим, беднее всех бедных, я учился с большим вдохновением и Тора была моим хлебом. А когда стал жить, как богач, перестал понимать даже то, что мне раньше было понятно. И ничего я не заработал в Торе за последний год. Мне нечем делиться.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»