Тора называет этот день – «моэд», праздничный день. Но он очень горький для народа Израиля. В будущем действительно будет праздничным и радостным, а пока – с первого дня месяца Ав еврейский народ принимает суровые ограничения вплоть до 10 Ава.
В 2015 году 9 Ава – шабат, но мы не можем горевать и поститься в шабат и переносим траур на следующий день, на 10 Ава (26 июля 2015 г.), на йом ришон, воскресенье. Все суровые ограничения траурного дня тоже переносим на следующий день.
С начала месяца «сокращают объём торговли, строительства и посадки деревьев, можно совершать обручения, но не свадьбы» (Йевамот 43а). В эти дни каждый еврей находится в трауре, поэтому нельзя стричься и бриться, а за неделю до поста нельзя купаться, за исключением дня перед шабатом, нельзя стирать и гладить.
В эти дни не шьём и не покупаем новую одежду и ничего из того, что доставляет радость. За исключением всего необходимого для невесты и жениха, если свадьба состоится сразу, после 10 Ава, и нет возможности перенести на другой срок.
На эти дни останавливаем строительство дома, если есть где жить, но работы по строительству синагоги не прекращаем.
В эти дни изучаем трактат «Таанит», книгу Иова и «Мидраш Раба» – «Эйха рабати».
9 Ава день великой скорби, день наших несчастий, когда мы были изгнаны и оставил нас наш Создатель.
«Взгляните и увидите, есть ли горе, подобное моему горю, что постигло меня, то, которым сокрушил меня Г-сподь в день пламенного гнева Своего» (Эйха 1:12). Храм наш потерян для нас и дороги к святому месту закрыты, а я стою в этот день у подножия, прислонившись к Стене, политой слезами моей матери и отца моего, сестёр и братьев моих.
Этот день горские евреи называют «Суруни», от глагола ласур (לסור) – отходить, отклоняться и от hасара (הסרה) – удаление. Потому что удалил Всевышний Свой народ от себя, как отец негодного сына и непослушную дочь свою.
«Суруни» – удалённый, изгнанный народ, который помнит свои истоки. Каждый год в этот день изгнанники, евреи, оплакивают разрушенный Храм, далёкую родину. Оплакивают своих родных, не доживших до возвращения и лежащих в чужой земле.
Другое значение этого дня – запрещение, от «асур» (אסור), ограничение, которое евреи накладывают на себя в день 9 Ава.
Горские евреи называли этот день – «Майром-овои». В память о еврейской матери, на её глазах враги казнили семь её сыновей. Они не приняли чужую веру и совершили «кидуш Ашем». Когда казнили самого младшего, мать бросилась со скалы.
В этот день разведчики, которых послал Моше рабену исследовать Страну Обетованную, вернулись и признали её опасной и непригодной для народа Израиля, народ плакал, и Всевышний вынес свой приговор на смерть евреев старше 20 лет, отказавшихся исполнить Его заповедь.
9 Ава 3338 года войсками Нэвухаднэцара, царя Бавеля, был разграблен, разрушен и сожжён Первый Храм.
9 Ава 3828 года (68 г. н.э.) римляне разрушили и сожгли Второй Храм.
9 Ава 3895 года (135 года н. э.) римляне полностью подавили еврейское сопротивление и погиб Шимон Бар Кохба, вождь еврейских повстанцев.
9 Ава, спустя несколько лет после поражения Бар Кохбы, римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестностей, а Йерушалаим был переименован в Элия Капитолина.
Многие беды выпали на 9 Ава и в последующие годы:
9 Ава 1095 года христиане начали первый крестовый поход, тогда фанатики и бандиты убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
9 Ава 1146 года во время второго крестового похода всю Европу охватили жестокие еврейские погромы.
9 Ава 1290 года началось изгнание евреев из Англии и множество народа погибло в морской пучине.
9 Ава 1306 года французский король принял решение и 10 Ава издал указ ограбить и изгнать евреев из Франции.
9 Ава 1348 года начались «чумные погромы». До декабря следующего года были уничтожены (сожжены) сотни тысяч (!) евреев в городах Франции и Германии.
9 Ава 1492 года король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании.
9 Ава 1555 года евреев Рима заключили в гетто, и в этот же день в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.
9 Ава 1648 года банды Богдана Хмельницкого на Украине и татары Крыма начали жестокий погром и за короткий срок вырезали около 300 000 евреев.
Автор книги «Пучина бездонная» Натан Ганновер (1610–1683) пишет: «Расстелив по земле, на улицах и проулках священные свитки, бандиты поверх них резали своими саблями и кинжалами семью за семьёй, учёных и мудрых, стариков и старух, мужчин и женщин. Братьев убивали на глазах сестёр, сыновей на глазах их отцов». Многовековой опыт ненависти успешно освоили последующие поколения. Описание тех зверств, что творили христиане и мусульмане за весь период своей истории, и в частности в последнем столетии, невозможно читать без содрогания.
9 Ава 1882 года начались еврейские погромы в России.
9 Ава 1914 года началась Первая мировая война.
9 Ава 1942 года заработал конвейер смерти в концлагере Треблинка.
В эти же трагические дни в 2005 году израильская полиция в союзе с армией государства Израиль устроила изгнание в Гуш-Катифе, на юге Эрец Исраэль. Тысячи евреев лишились своих домов и плодородной земли, политой их потом и кровью, священная земля стала пустыней и боевым полигоном арабских террористов.
Во времена исламского ига и в суровые годы советской власти на Кавказе во всех горско-еврейских общинах день Суруни отмечали с особым старанием. И сегодня, когда почти нет препятствий к исполнению традиций и законов Торы, сохранили память этого дня слёз и всеобщего горя.
С начала месяца Ав горские евреи не едят мясо и не пьют вино. Вино авдалы (отделения праздничного дня от будничного) в шабат, что за день или более до 9 Ава, следует дать ребёнку, или же благословлять на другой напиток, чтобы сказать бэраху «ше hаколь».
Из дальних мест возвращаются к своим семьям или едут к местам захоронения умерших или погибших родных. У горских евреев принято в этот день посещать могилы своих родных. Хорошо, когда есть возможность собрать у могилы миньян, чтобы прочитать hашкаву и кадиш. Даже если нет миньяна, следует читать теhилим и hашкаву.
До захода солнца следует сделать разделительную трапезу, но только с одним блюдом из варёной пищи. Канун траурного дня в 2015 году попал на шабат, поэтому разделительной трапезой, «сеуда мафсекет», будет третья шабатняя сеуда. Можно есть сырые овощи и фрукты (не консервированные), или молочное, не расстраивающее желудок (творог). Не следует есть вместе трём взрослым мужчинам, чтобы не говорить «зимун».
В этот день не употребляют алкогольные напитки.
Трудно поститься в Суруни, в это время часто бывают жаркие дни, и мучает жажда от горьких слёз, которые не могут сдержать даже крепкие люди.
В 2015 году пост начинается сразу после субботы. После захода солнца уже нельзя есть и пить.
Авдалу переносим на окончание поста, а по окончании субботы говорим только благословение на огонь: «Барух Ата Ад-най Эло-эну Мелех hаолам, борэ меорей hа-эш» (Благословен Ашем, сотворяющий свет огня - ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מאירי האש).
Женщины говорят бэраху: «Барух hамавдиль бен кодеш вэ холь» (благословен отделяющий святое от будничного) и зажигают свечи, дети прекращают обычные игры.
В синагогу идут даже те, что не ходят в праздники, теперь они сидят в полумраке на полу, читают и слушают «Плач Ирмеяhу» (Эйха).
Вернувшись домой, спят одетыми, а на следующее утро опять собираются в синагоге.
В день поста запрещается пить, есть, умываться и мыться, пользоваться мазями, надевать кожаную обувь. Запрещены интимные отношения между супругами. В этот день следует воздержаться от курения. До послеполуденной молитвы «Минха гэдола» сидеть следует на полу или на стуле не выше 24 см.
Утром, после сна, омывают пальцы рук и протирают ими глаза. Однако кисти рук можно помыть после туалета, и в том случае, если они грязные.
Пост 9 Ава распространяется на всех взрослых мужчин (с 13 лет) и женщин (с 12 лет), в том числе на беременных и кормящих женщин. Но больные (даже не опасно для жизни) могут понемногу пить и есть в укромном месте, если им тяжело поститься. То же касается старых людей, и во всех сомнительных случаях надо следовать рекомендациям врачей.
В день траура не принято приветствовать друг друга словами.
Нельзя в этот день читать Тору (в том числе Теhилим), но следует читать и изучать тексты, связанные с выражением скорби и горести: «Мегилат Эйха», Мидраш «Эйха Рабба», книгу «Иова», Мишну и Гмару «Таанит» и разделы Талмуда Бавли «Гитин» (55б-58а), посвящённые разрушению Иерусалима.
Мужчины закутываются в талит и возлагают тэфилин не с утренней молитвой в «Шахрит», а молитве «Минха». И только «минhаг Йерушалаим» (традиция) – закутываться в талит и возлагать тэфилин в «шахрит», как в обычные дни.
Брит мила в этот день, если он восьмой от рождения мальчика, делают во второй половине дня, после «Минха гэдола». И тогда моhэль, отец ребёнка и сандак прекращают свой пост.
В этот день евреи дают обильные пожертвования. Поэтому, стоит напомнить, что в соответствии с hалахой помогать следует в первую очередь своим родным, потом иешивам и студентам, изучающим Тору, потом синагогам, потом членам общины, потом всем остальным. В таком порядке.
После окончания поста надо сделать омовение рук.
После вечерней молитвы, следует читать «Благословение луны», если она не скрыта облаками.
Авдалу делают (отделяют праздник от будней) по окончании поста. Но не благословляют на огонь.
В 2015 году состояние траура продолжается до полудня 11 Ава (27 июля 2015 г.). На второй день после поста оканчиваются траурные дни и горские евреи вечером устраивают свадьбы.
Суруни – один из самых важных дней в традиции горских евреев. В этот день усиливается ощущения общности со всем еврейским народом, разбросанным по разным странам и континентам. И надежда на избавление.
Милость Творца безгранична, Он слышит все молитвы и все обращения к Нему, даже «из глубокой теснины».
«Поднимаю глаза мои к горам – откуда придёт помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. Г-сподь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою. Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (Теhилим 121).
Всему есть конец, и страданиям, и наказанию. С новым днём возрождается жизнь, и мы называем его своим праздником. 15 Ава – праздник, не установленный Торой.
В этот день, в последний год пути к Эрец Исраэль, в 2488 году, евреи перестали умирать за вину разведчиков 9-го Ава 2449 года. В этот день коленам Израиля было разрешено смешиваться между собой, а колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу.
15 Ава – девушки выходили в белых платьях водить хороводы, а юноши выбирали себе невест. Поэтому день этот стали называть днём любви и мира.
Всему есть конец, и успокоит Всевышний Свой народ и соберёт в будущем году в отстроенном Йерушалаиме. Амен.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»