«Утешайте (нахаму), утешайте народ Мой, говорит Всесильный».
После трёх траурных недель, трёх недель бедствий, после тяжкой скорби и поста 9 Ава, евреи возвращаются к повседневной жизни. Семь недель, следующих за ними называют «шева дэнахмата» (арам.) то есть семь недель утешений (Раби Деслер).
И в каждую из семи следующих после 9 Ава суббот после чтения недельной главы Торы евреи читают «hавтару утешения».
Всесильный дал пророкам и учителям Израиля невообразимо трудное задание утешать народ, переживший гонения, погромы, изгнание, народ который на протяжение многих веков пытаются физически уничтожить или ассимилировать. Он показал им, что в конце дней мир установится на всей земле и еврейский народ удостоится доброго будущего.
Он велел говорить тому, кто сам прошёл горнило страданий и вышел с Торой в руках перед своим народом, чтобы вернуть его к Б-гу, к законам Его (Абударhам, «Тааниот»).
Учителя праведные, утешайте, утешайте этот многострадальный святой народ! Чтобы знали, что Б-г рассудит и утешит. Так говорит Он: «Не бойся, ибо Я с тобой, не страшись, ибо Я – Б-г твой, Я укрепил тебя, и помог тебе, и поддержал тебя десницей праведности Моей» (Йешаяhу 41:10). Поэтому мы говорим, утешая авелим, скорбящих, сидящих в трауре: «Тэнахаму мин hа-шамаим», утешение с «Небес».
Велика цена жизни, но каждый человек в своё время покидает это мир. Тело – физическая оболочка, одежда души, если по старости, от болезни или от несчастного случая она не в состоянии служить душе, душа освобождается, «пэтира», и поднимается в мир душ. А тело возвращают земле, чтобы в будущем из косточки луз человек вернулся к новой жизни (Бавли, «Кэтубот» 111-б).
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниэль 12:2). Таким будет «Тэхият hа-метим», воскрешение в новой жизни, в Олам hа-ба (Санhэдрин 10).
Нет будущего у оскверняющих Имя,
у проливающих кровь,
у насильников и развратников,
у предателей и доносчиков.
Нет будущего у склочников и злоязычников,
у тех, кто следует за своими страстями,
у лицемеров,
у тех, кто гонится за почётом,
и у тех, кто жаждет наживы и гонится за деньгами.
(Виленский Гаон, «Совершенная мера» 11)
Творец удерживает мир в равновесии – мера за меру, на иврите: «мида кинегед мида». Сказал царь Шеломо: «Праведника и злодея судить будет Всесильный, ибо своё время для каждой вещи, и за каждое деяние судить будет там» (Коhелет 3:17). Кто с ненавистью живёт, унесёт её с собой в могилу.
«Разве не знаете? Разве не слышали вы? Разве не сказано вам от начала? Разве не поняли вы оснований земли?» (Йешаяhу 40:21). Ничто не может сравниться со справедливостью Творца по отношению к человеку, ко¬торого Он наделил силой и возможностью исполнять Его заповеди и воздерживаться от того, что ему запрещено. Законы Торы заложены в основании мира. Восходят ростки из земли, поднимается трава к небесам и высыхает и увядает от дыхания Всесильного. «Воистину народ этот – трава» (Йешаяhу 40:7).
Но от слова Б-га возрождаются все заслужившие вечную жизнь. И возрождение десяти колен Израиля пройдёт в четыре периода: в Песах, в Шавуот, в Рош hа-шана и в Суккот (Рош hа-шана 16а).
«Как утешает человека мать его, так Я утешу вас, и в Йерушалаиме утешены будете» (Йешаяhу 66:13).
«Утешайте (нахаму), утешайте народ Мой, говорит вам Всесильный» (Йешаяhу 40:1). Праведники – утешение народа, когда они уходят, мы остаёмся сиротами. Приблизились дни раби Ицхака и он уже не мог вставать с постели. Пришли друзья и ученики проведать его, сели вокруг, а он смотрит на них и плачет. Забеспокоились они, спрашивают, почему плачет, от боли или желает нечто? Ответил им: «Пока жил, сам исполнял заповеди и вас учил, когда умру, останетесь вы в этом жестоком мире, кто вас утешит…»
Не прекращается война, которую 2000 лет тому назад начали против еврейского народа сыновья Эсава и подхватили ишмаильтяне. Многие годы продолжается насилие, мы оплакиваем миллионы наших детей, братьев и сестёр, погибших в погромах в христианской Европе, в странах ислама, в концлагерях и в газовых камерах. На протяжение веков у евреев не было другого оружия защиты, кроме Торы.
Сегодня растерялись все те, что мечтают о тотальном уничтожении евреев – Всесильный дал евреям не только духовную, но и материальную силу, и каждый еврей готов защищать свой народ, свой дом.
Сегодня утешать своих братьев и сестёр наша обязанность – не словами, а активным действием. Ибо поведение каждого еврея влияет на существование мира. Как нет лучшего утешения для матери, чем примерное поведение её детей, так и для «Ам Исраэль», для нашего народа нет лучшего утешения, чем исполнение законов «Дэрех эрец» и Торы каждым из нас.
И «Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш – пением. Тогда скажут между народами: Великое сотворил Г-сподь с этими!» (Теhилим 126:2).
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»