Удивительные открытия библейской археологии

2017 год оказался чрезвычайно богат на археологические находки в «библейском регионе» – о пяти самых интересных из них рассказало издание Watch Jerusalem.

Правитель города

«Правитель города»  – официальный титул главного должностного лица древней столицы Иудеи  – Иерусалима. Во времена царя Езекии этот титул носил Йехошуа (2-я книга Царей 23:8), а в правление царя Иосии – некий Маасейя (2-я книга Хроник 34:8). В конце 2017 года было опубликовано изображение миниатюрной глиняной печати, подтверждающей, что такая должность действительно существовала. Экскаватор, работавший около Стены Плача, раскопал печать с надписью: «Принадлежит правителю города». Сверху были изображены две фигуры в  полосатых одеждах. Печать датируется VIII веком до н.э. и, судя по всему, использовалась для заверения официальных документов.

Женский скелет в копях царя Соломона

В долине Тимна, на юге Израиля, где, как считается, находились знаменитые копи царя Соломона, близ храма богини Хат хор обнаружено древнее захоронение. Останки женщины, умершей около 3200 лет назад, найдены при раскопках кургана в Тимне. Установлено, что умерла она в возрасте около 20 лет и, предположительно, была египтянкой. Также ученые установили, что женщина была беременна. К слову, это первое древнее женское захоронение, найденное в этих местах. Могила находится близ остатков храма, возведенного в  честь древнеегипетской богини Хатхор, считавшейся защитницей рудокопов. Ученые предполагают, что женщина могла служить в храме. На это указывает, в частности, найденный в  могиле бисер – идентичный бисеру, ранее обнаруженному при раскопках храма. «В ту эпоху Древний Египет контролировал рудники в  Тимне, поэтому мы предположили, что она была египтянкой,  – говорит руководитель раскопок Эрез Бен-Йосеф.  – Вероятно, она сопровождала одну из экспедиций, отправленных в долину Тимна для добычи меди. Возможно, она не поехала бы, если бы знала, что беременна».

Договор о суррогатном материнстве

Каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с  библейским сюжетом, помнит историю несчастной Агари  – служанки Сарры, жены Авраама. Поскольку Аврааму было обещано, что у  него родится сын, Сарра, находившаяся к тому времени в  преклонном возрасте, предложила ему Агарь в качестве суррогатной матери. Агарь родила сына Ишмаэля, но из-за ревности Сарры была вместе с ребенком изгнана в пустыню. Открытие глиняной таблички с текстом договора о суррогатном материнстве 4000-летней давности, возможно, представит историю Агари в новом свете. Табличка с текстом, записанным ассирийской клинописью, была обнаружена в Кюльтепе – Каниш-Каруме (сейчас территория Турции, а  в древности этот регион относился к Месопотамии). Артефакт датируется примерно 2000 годом до н.э. – то есть соответствует предполагаемому времени жизни Авраама. Текст представляет собой брачный контракт, в  котором говорится, что если невеста не сможет забеременеть в течение двух лет, то муж будет иметь право использовать как суррогатную мать рабыню. Если рабыня произведет на свет ребенка мужского пола, он будет считаться отпрыском законной жены. После рождения наследника рабыня будет отпущена на свободу. Это первый известный в мировой археологии документ, посвященный бесплодию и  суррогатному материнству. Его параллели с  историей Агари более чем очевидны.

Печати с именами израильских беженцев

Среди недавних находок в Граде Давида обнаружена целая коллекция глиняных печатей с  именами чиновников Иудейского царства. Они датируются периодом до 586 года до н.э., когда Иерусалим был захвачен вавилонянами, положившими конец Иудейскому царству. Некоторые имена из тех, которые удалось расшифровать,  – традиционные библейские, например Менахем и Пинхас. По словам археологов, самое интересное в  данной находке  – что некоторые из этих имен свойственны жителям Израильского царства, однако обнаружены они на территории Иудеи. Вероятнее всего, печати принадлежали беженцам из Израильского царства (или их потомкам), покинувшим родину после ее завоевания Ассирией в 720 году до н.э. Библейское повествование подтверждает, что миграции с территории Израильского царства (после его падения) в  Иудею имели место (см. 2-ю книгу Хроник 30:25; 31:6). Из того же текста Танаха известно, что, хотя большинство жителей Израильского царства было изгнано ассирийцами, некоторая часть коренного населения осталась на прежнем месте. Таким образом, и  здесь описанные в Библии события находят научное подтверждение.

Раскопки в Силоме

Силом (на иврите – Шило́) – древний город, располагавшийся примерно в 50 км к  северу от Иерусалима. Раскопки на этом месте возобновились в  начале 2017-го. В  Танахе Силом описывается как место пребывания мишкана (раннего переносного храма) с момента входа евреев с Йехошуа бин Нуном в Эрец Исраэль (конец XV века до н.э.) до времен пророка Шмуэля (XI век до н.э.). Во время боев с филистимлянами в XI веке реликвия была захвачена ими, однако из-за дурных предзнаменований филистимляне вернули мишкан иудеям, и он еще 20 лет хранился в Кириаф-Иариме, пока, как считается, царь Давид не решил перевезти его в Иерусалим. Во время раскопок в  Силоме было обнаружено большое количество костей животных, и  это может свидетельствовать, что именно здесь располагался мишкан, где совершались жертвоприношения. Поскольку в  Торе четко прописаны виды и  возраст животных, пригодных для принесения в жертву, то ученые намерены сравнить найденные там останки с древним описанием.

Похожие статьи