|
Мария Якубович
Мария Якубович

Когда древний Израиль и арабы объединились против общего врага

Когда древний Израиль и арабы объединились против общего врага
Царь Ассирии Салманасар III

Около 3000 лет назад правитель Израильского царства Ахав и другие часто враждовавшие между собой народы Леванта объединились, чтобы противостоять Ассирийской империи в союзе, важность которого отзывается эхом по сей день.

Идет 853 год до н.э., и две огромные армии выстроились на равнине перед древним городом Каркар, сегодня это деревня Каркур, на севере Сирии.

С одной стороны – силы Ассирийской империи, месопотамского военного гиганта, который в течение последних нескольких лет неуклонно поглощал территории на Ближнем Востоке. Им противостоит мешанина левантийских воинских контингентов: арамейские пехотинцы, неохеттские конники, колесницы из царства Израиля и арабские наездники на верблюдах. Их объединил общий враг.

1866744384.jpgХолм Каркур. Фото: PongoPygmaeus

«Ахаббу Сирилайу»

Все, что мы знаем об этом древнем союзе, исходит от его ярых противников, ассирийцев, и, в частности, из надписи по-аккадски на Курхской стеле, одном из двух монолитов-близнецов, найденных британским дипломатом и археологом Джоном Джорджем Тейлором в 1861 году в Курхе – сегодня это деревня Уктепе в Турецком Курдистане.

4152691546.jpgЦарь Израиля Ииуй (Йеhу) воздает дань уважения Салманасару III. Барельеф на Черном обелиске Салманасара III из Нимруда.

Два двухметровых памятника рассказывают о подвигах пары ассирийских царей IX века до н.э., Ашурнасирпала II и его сына Салманасара III, правивших с 859 г. до н.э. по 824 г. до н.э.. Монолит Салманасара повествует о завоеваниях царя в первые шесть лет его правления, закончившихся великой битвой при Каркаре против коалиции: Хададезера, арамейского царя Зобаха; Ирхулени из неохеттского царства Емаф (современная Хама в Сирии), территория которого включала Каркар; «Гиндибу Арбайу», то есть «араба Гиндибу» (предполагается, что он правил одним из северных арабских царств), и некоего «Ахаббу Сирилайу».

Сегодняшние ученые в подавляющем большинстве переводят эти слова как «Ахав Израильтянин» и идентифицируют его как монарха северного царства Израиль.

792930821.jpgЭто делает Курхскую стелу необычным документом: она подтвердила историчность библейского персонажа Ахава и содержит самое раннее упоминание об арабах как о народе. Текст также считается самым старым из упоминаний о царстве Израиль, хотя об израильском народе говорится на стеле XIII века египетского фараона Мернептаха, или Израильской стеле.

«Галерея негодяев»

«Отчет Салманасара – это галерея негодяев, представлявших основные политические силы в Леванте», – говорит эксперт по древней Ассирии Питер Машинист.

В первые годы своего правления Салманасар подчинил себе все земли к востоку от Евфрата. В 853 году до н.э. переправился через Евфрат, захватив Алеппо; а когда двинулся к Средиземному морю, то натолкнулся на врагов в Каркаре.

«У них, вероятно, было несколько лет на подготовку, – отмечает ассириолог Надав Нааман. – Когда он переправился через Евфрат, они поняли, что у них будет шанс остановить его».

Так сумел ли этот невозможный союз израильтян, арабов и других ближневосточных народов остановить ассирийское наступление?

На Курхской стеле Салманасар уверяет, что полностью разгромил противника и убил 14 000 его солдат: «Я пролил на них дождь разрушения. Я рассыпал их трупы повсюду и покрыл поверхность пустынной равнины их многочисленными армиями», – хвастается царь.

2411065262.jpgПоходы Салманасара III. Источник: John D. Croft

Однако ученые подозревают, что битва при Каркаре для Салманасара в лучшем случае окончилась «ничьей», поскольку ассирийцы совсем не хвастаются полученной данью.

Более поздние записи времен правления Салманасара показывают, что он потом еще сталкивался с коалицией, по крайней мере в трех кампаниях в начале 840-х годов до н. э. «Им удалось продержаться против Ассирии дольше, чем кому-либо другому», – говорит Нааман.

Уберите нолик

Еще один элемент стелы ученые считают сомнительным: количество войск коалиции.

Если верить стеле, Каркар был одним из крупнейших сражений в той истории. Союзники выставили десятки тысяч пехотинцев, тысячи всадников и колесниц, причем только Ахав – 2000 колесниц, а Гиндибу – 1000 верблюдов. Однако эти числа, вероятно, были завышены для украшения победы Салманасара.

«Что важно, так это соотношение сил; оно показывает, что Израиль играл важную роль в альянсе, и арабы тоже проявились довольно серьезно», – говорит Нааман. Это предполагает, что северное царство Израиль – в отличие от своего южного соседа, Иудеи, – было довольно сильной региональной державой.

Каркар лежит примерно в 400 километрах от столицы Ахава, Самарии. «Ахав явно был великим государственным деятелем, который предвидел угрозу, исходящую от ассирийцев, понимал, что ему нужен союз со своими соседями, и поэтому он был готов отправить израильскую армию для защиты такой далекой земли», – говорит Нааман.

Экспедиция Ахава напоминает сегодняшние военные операции Израиля в Сирии. Зарубежные источники часто сообщают о нанесении Израилем ударов по иранским целям в Сирии, чтобы помешать Тегерану закрепиться в регионе.

Хотя присутствие «верблюжьих войск» Гиндибу вызывает даже большее удивление, чем участие Ахава.

Альянс рушится

Предвидение Ахава и Гиндибу оказалось верным: в следующем столетии ассирийцы стали доминировать на Ближнем Востоке.

Ахав умер вскоре после битвы при Каркаре – вероятно, в 852 году до н.э., и ему наследовал его сын Иорам. Десятилетием позже арамейского царя Хададезера сменил Азаил, При Азаиле арамеи победили Израиль и оккупировали его большую часть. Вся эта нестабильность открыла дверь для Салманасара, и он добился господства над всем Левантом в 841 г. до н.э.. В течение следующего столетия ассирийский контроль ослабевал, пока, наконец, около 720 г. до н.э. Саргон II завоевал Самарию, Израильское царство перестало существовать, а Иудейское царство со столицей в Иерусалиме едва выжило.

Противоречия в артефактах

В Ветхом Завете не упоминается союз левантийских царей или битва при Каркаре. Книга Царств (3 Царств 20, 22) описывает почти постоянную войну между Израилем и Дамаском во времена Ахава и утверждает, что израильский царь был убит в битве против арамеев, в то время как Курхская стела свидетельствует, что два царства были близкими союзниками. А еще Библия называет Хададезера Бен Хададом. Но мы знаем, что Бен Хадад стал преемником Азаила на троне примерно через полвека после смерти Хададезера и Ахава.

131638460.jpgЦарства: Израиль (север), Иудея (юг) и их соседи. Фото: FinnWikiNo

Хотя библейские сочинители, безусловно, имели доступ к некоторым ранним записям, они мало что знали о геополитических событиях тех времен. «История писалась в Иерусалиме, а не в Самарии, и это привело к тому, что многие вещи были забыты», – говорит Нааман.

Другие ученые не видят столь резких противоречий. В Библии действительно упоминается, что во время правления Ахава «в течение трех лет не было войны между Арамеей и Израилем» (3 Царств 22: 1); Питер Машинист предполагает, что битва при Каркаре могла произойти в пределах этих трех лет, и Библия даже созвучна Курхской стеле: Израильское царство изображено крупной региональной державой во времена Ахава и его отца, царя Амврия (Омри). Даже когда они порицаемы за следование идолопоклонству, то Библия признает превосходство Израиля над соседними Иудеей и Моавом, и его прочные связи с другими близлежащими царствами (порочная жена Ахава, «нарумяненная Иезавель», была царевной из мощного финикийского города-государства Сидона).

«Омриды из Израиля, особенно Амврий и Ахав, были основными игроками в политике Леванта, они не были мелкими местными царьками», – говорит Машинист.

Связь времен

В сегодняшних сложных ближневосточных сценариях многие эксперты истолковывают «Авраамские соглашения» о нормализации отношений между Израилем и некоторыми из его арабских соседей как зарождающуюся ось противостояния другому общему противнику на востоке – Ирану.

Оглядываясь назад на прошлое, можно сказать, что события, связанные с битвой при Каркаре почти 3000 лет назад, все еще несут послание о том, чего можно достичь с помощью единства. И предупреждение о том, что́ может быть потеряно, когда это единство распадется.

Похожие статьи