У горских евреев много красивых старинных обычаев. Особенно связанных с еврейскими праздниками.
Один из этих обычаев – приготовление сладостей на Пурим («Омуну» на джуури).
Пурим – праздник веселья и радости в честь избавления евреев от полного уничтожения, которое замыслил жестокий злодей Аман («Омон» на джуури) – главный вельможа персидского царя Ахашвероша. Поэтому горские евреи называют этот праздник Омуну (название это происходит от его имени Аман – Омон). На языке джуури слово «омон» осталось как прилагательное со значением «злой», «жестокий». Например, когда на джуури хотят сказать, что какой-то человек несправедлив и жесток, то говорят, что он «омона-раша» – злой, плохой, как Аман.
В горско-еврейской кухне есть десерт, который традиционно подают к праздничному столу на Пурим. Это сладкое блюдо кубинские евреи называют «Лаваш Хэливо», дербентские евреи – «Лаваш Хэсидо», а махачкалинские евреи – «Лаваш Эдэсо».
«Лаваш Хэливо» напоминает халву.
Рецепт приготовления «Хэливо» у каждой хозяйки свой. Некоторые использвуют сахар, некоторые – мед, а кто-то добавляет фундук, семечки или орехи. Отличается и форма самого блюда.
Был также обычай посылать«Лаваш Хэливо» соседям, близким и родным, выполняя тем самым заповедь «Мишлоах Манот» (обмен подарками).
Разнятся и истории о том, почему именно это блюдо горские евреи готовят на Пурим. Одна из версий такова: в честь успеха, победы или любой семейной радости на Востоке принято готовить сладкую халву и угощать ею родственников и близких.
Также, начиная с первого Адара, у горских евреев было принято ставить в синагогах отдельную коробку для цдаки. Каждый глава семейства приносил определенную сумму денег за каждого члена семьи и бросал в эту коробку. Так можно было подсчитать, сколько людей было в каждой общине.
Этот обычай остался еще со времен Моше Рабейну, когда он собирал полшекеля для подсчета людей и строительства переносного храма.
Стоит отметить, что это были первые общественные сборы в благотворительных целях.
В сам день праздника Пурим горские евреи специально готовили деньги для бедных. Эти средства они отдавали Шамашам в синагогах, которые стучали в двери, а также всем нуждающимся. Так выполнялась заповедь праздника «Подарки бедным».