Бени Нахшунов: Я мечтаю составить книгу о нашей родословной

      С Бени Нахшуновым я познакомилась на открытии молодежного проекта "Шилувим" в г. Нетания. Среди картин молодых горско-еврейских художников его работы выделялись необычным живописным стилем - яркими красками и геометрическими пропорциями. Молодой художник рассказал мне, что он стал рисовать сравнительно недавно, и что он родом с древнего Дербента. И показал мне составленную им карту своей родословной.  
      Генеалогические карты всегда у меня вызывают интерес, ведь история одного рода это часть истории народа. Обычно молодежь, когда их просишь об интервью, постоянно находит причину для отказа, но Беня наоборот, вызвался сразу помочь мне в этом. На нашу встречу он пришел с большой папкой, где в каждом пакете заботливо помещены старые документы его предков.
  
      - Бени, ты из тех ребят, которые приехали в Израиль подростком, расскажи, пожалуйста, о себе, как ты жил в Дагестане и когда репатриировался в Израиль?
          
      - Я родился в городе Дербенте. Наша семья проживала в переулке Свободы в доме № 26. В этом районе жили в основном горские евреи, а двор, в котором я вырос, был огромным, жили там все дети моего дедушки Биньямина. Когда я пошел в школу, постепенно начали уезжать все родственники, и уже в 1998 году во дворе остались только мои родители и я с братом. Моя сестра уже была в Израиле, уехав годом ранее по молодежной программе НААЛЕ. Последовав примеру сестры, я в сентябре 1998 года также по программе отправился на учебу в Израиль, и в возрасте 15 лет я покинул родной город. Честно говоря, уже очень давно не вспоминал те первые годы адаптации. Помню, как только спустился с трапа самолета, ко мне сразу подошли люди с серьёзными лицами и попросили документы. Далее я отправился в молодёжный поселок, где уже год находилась сестра. Очень быстро мой образ жизни и распорядок дня изменились. Место, куда я попал, в основном было предназначено для подростков, проходящих "гиюр". В классе, где я начал учиться, из почти 30 человек было только 5 чистокровных евреев и все - выходцы с Кавказа. Остальные - дети от смешанных браков, выходцы из России.

       - Из российской школы сразу в религиозную, это интересно…
 
       - Да, было вначале непросто менять свое мировоззрение, ходить в религиозной одежде, вставать в 6:00 на молитву ежедневно. Уже через очень короткое время появилась тоска по дому, родителям, школьным друзьям из Дербента. Летом 1999 года я приехал в Дербент к родителям на каникулы. Невозможно описать те первые дни в родном городе, после того как покидаешь его на долгое время. Так внутри меня сформировалось два мира, один мир находился в Дербенте, а другой в Израиле. И до сих пор все в своей жизни я воспринимаю одновременно через обе реальности. До приезда родителей я проучился 3 года в религиозной школе-интернате "Ямин-Орд". В 2001 репатриировались мои родители и обосновались в городе Хадера. С тех пор я живу в этом городе, не считая тех 5-ти лет, которые прожил в общежитии Университетского Центра в Ариэле. К 2001 году, когда репатриировались мои родители, я уже владел языком, знал географию, познакомился с местной ментальностью. Далее началась рутинная жизнь. Конечно же, было тяжело. Также в 2001 году умерла бабушка Хагит, все на моих глазах, затем дедушка Гавриил. Были взлеты и падения, но нужно было находить силы идти дальше. Под давлением родителей, за что я им безгранично благодарен, поступил  учиться в высшее учебное заведение и 12 июня 2012 года получил диплом "Менеджмент, управление промышленностью".
                                                                                    
      - Бени, мне хотелось бы на родном языке задать тебе вопрос: Эз киёи милит ишму?
         
      - Нас в семье 3-е детей, сестра Ирина, я и брат Рафаэль. Отец Барух работал в области строительства в Дербенте и в Израиле продолжил этот путь. А мама Екатерина работала в музыкальной школе №1 и музыкальном училище. Ее учениками были известные певцы Сергей Ильясафов, Шалум Пинхасов и другие. Дедушка по отцовской линии Биньямин (1910-1985) имел 9 детей, из которых было 8 мальчиков. Мой отец был самым младшим ребенком, и после моего рождения дедушка умер, оставив мне свое имя. Знакомые люди говорят, что мы с ним очень похожи. Бабушка по отцовской линии София (1910-1994) в начале 90-х приехала в Израиль и умерла здесь, похоронена в г. Хадера.
 
       - А что тебе известно о прадедушке, от которого пошла ваша фамилия?

       - Я собрал информацию о прадедушке Нахшуне (1867-1937), от которого пошла наша фамилия. У меня имеется свидетельство о его смерти 1932 года, в котором указан возраст смерти 65 лет, то есть год рождения прадедушки Нахшуна - 1867. Пойдя еще дальше, я составил генеалогическое дерево предков прадедушки Нахшуна: это его отец Юсуф бен Мухоил из селения Пенджди, западнее Дербента. Дедушка по материнской линии Гавриил (1912-2005) родился в Дербенте и в возрасте 6 лет остался без отца Давида (****-1918), которого до смерти избил турецкий солдат, когда прадедушка возвращался из синагоги. Жизнь у Гавриила была непростой, он прошел всю войну, у меня до сих пор хранятся все его медали. Вообще многие дербентцы его хорошо знали, так как он был адвокатом. Его жена Хагит (1927-2001) была очень красивой женщиной, работала бухгалтером в Дербенте. В конце 90-х они репатриировались в Израиль, похоронены в г. Хадера. Предки дедушки Гавриила - Давид бен Панивиля, сын Гилиля из селения Рукель. Предки Бабушки Хагит - отец Ищьягу из селения Джерах и мать Гизили из селения Манджалис. Предки Ищьягу - Шалум и Мирьем, а предки Гизили - Гавриль и Иско.
  
      - У тебя очень необычный стиль написания картин, что означают эти геометрические пропорции в картинах?
                            
      - Мой стиль рисования - это геометрическая абстракция. В каждой картине вложена пропорция "золотого сечения", это своего рода эталон красоты. Рисовать я начал недавно, будучи студентом, хотя с детства любил этот вид искусства. За последний год я познакомился с людьми, с которыми хотел бы поддерживать отношения в этой области. Буквально пару месяцев назад открылся в Израиле проект "Зинэль", под руководством Ольги Нафталиевой, поддерживающий молодые таланты. Дважды я выставлял свои картины перед публикой и мог со стороны наблюдать реакцию людей на свои работы. Еще я познакомился с замечательным человеком и художником Шалумом Шалумовым, который живет со мной по соседству. Это действительно настоящий художник, у которого можно многому поучиться. В будущем я хотел бы организовать кружки, где можно будет передавать навыки рисования всем желающим.
          
      - В городе Хадере проживает одна из больших общин кавказских евреев, что ты можешь сказать на тему: как живут горские евреи в вашем городе?

      - Да, в Хадере и вправду много наших людей. Достаточно пройтись по центральным улицам города, буквально каждый третий магазин принадлежит представителю нашей общины. Везде встречаешь знакомые еще с Дербента лица. По соседству со мной, кстати, живет мама Сарит Хадат. Однако мои мысли угнетает тот факт, что большинство наших людей находится на очень низком социальном уровне и вечно заняты в поисках заработка, что мешает им развиваться и поднимать престиж общины в культурном плане. Не так давно действовал проект, финансируемый Министерством Абсорбции для нашей общины, но очень скоро его закрыли, и община теперь вообще осталась сама по себе. Я уверен, с нами так поступают по той причине, что община не заявляет о себе в должной форме. Людям нужны лидеры, которые будут их представлять. Нет никакого логического объяснения тому, что в муниципалитете нет ни одного нашего человека. Я лично готов помогать безвозмездно любому, кто изъявит желание взять на себя такое тяжелое бремя и вести за собой людей. И еще одна очень хорошая новость в жизни нашего города. Уже в ближайшем будущем будет построена очень красивая синагога горских евреев. Надеюсь, что она зажжет в наших людях свет, который будет всегда освещать их путь.

Хана РАФАЭЛЬ.
Пресс-служба сайта СТМЭГИ - ИЗРАИЛЬ.

Похожие статьи