15 швата, Ту би-Шват - Рош ха-Шана (Новый год) фруктовых деревьев (по мнению школы Гилеля). Школа Шамая считает иначе, а именно, что Рош ха-Шана деревьев приходится на 1 швата, но Галаха соответствует точке зрения школы Гилеля.
Объяснить это разногласие можно следующим образом. В нескольких местах Талмуда мы находим, что школа Шамая ориентируется на тот смысл, который находится в потенции и еще скрыт, в то время как школа Гилеля ориентируется на смысл, раскрывающийся в конкретном действии. Школа Шамая всегда ориентируется на то, что должно произойти в соответствии со скрытыми возможностями. Школа же Гилеля всегда ориентируется на уже имеющееся в реальности.
Смысл понятия "Новый год деревьев" состоит в том, что с этого дня деревья перестают получать питание от вод прошедшего года и начинается новая пора, когда они получают питание из нового источника. А время, когда воды нового года начинают питать деревья, наступает через четыре месяца после того, как на Небесах решают, сколько воды получит земля в новом году. Решение об этом выносят в праздник Суккот, 15 тишрей, а четыре месяца спустя, в Ту би-Шват, деревья начинают получать новое питание.
То, что в праздник Суккот на Небесах решают, сколько воды получит земля, - это актуализация и воплощение в реальность. Однако в потенции это было решено еще 1 тишрей, в Рош ха-Шана, когда всему миру определили судьбу на будущий год - в том числе и в отношении воды. В конкретной же реальности это проявляется, начиная с 15 швата.
Поскольку на практике новое питание деревья начинают получать через четыре месяца после вынесения об этом решения на Небесах, то отсюда следует, что в потенции оно появляется 1 швата - через четыре месяца после того, как это решили в потенции. Поэтому школа Шамая, ориентирующаяся на скрытые потенции, считает, что Рош ха-Шана деревьев - это 1 швата. Школа же Гилеля, ориентирующаяся на то, что выявляется в действии, считает, что Рош ха-Шана деревьев - 15 швата. Из этого следует, что школа Шамая тоже считает, что на практике Рош ха-Шана деревьев - 15 швата.
Аналог Нового года деревьев имеется также в жизни людей, как сказано: «Ибо человек - полевое дерево». Суть дерева в том, что оно приносит плоды, в которых есть семена, а из семян вырастают затем новые деревья, тоже приносящие плоды. Подобным образом каждый должен оказывать такое влияние на свое окружение - чтобы оно рождало доброту и мир.
Есть интересная притча - история про человека, который шел по пустыне, очень проголодался, устал, его мучила жажда. И вдруг он увидел возле источника воды дерево. Попил человек воды, попробовал фрукты и прилег отдохнуть под сенью дерева. Проснувшись, он сказал: «Как я смогу отблагодарить тебя, дерево? Ты такое большое, сильное и красивое, находишься у источника. У тебя все есть. Я могу лишь пожелать тебе, чтобы и ростки твои были такими же прекрасными, как и ты!».
Благословение и дереву, и человеку - чтобы его ростки во внутренней своей сущности стали такими, как тот, кто их породил.
Когда мы смотрим на дерево, мы видим, что оно состоит из трех основных частей: корень; ствол, листья, ветки; плоды. Когда корни сильны, дерево не боится сильных ветров. В этом состоит назначение корней - удерживать все дерево. Вторая часть - это тело дерева (ствол, ветки, листья). Их функция - перенести жизненную энергию от корней к плодам. Третья часть - плоды, которые и определяют успешность, качество дерева. Если из этих плодов могут произрасти новые деревья, то дерево действительно хорошее. То же самое мы видим и в еврейской семье. Корни - это предыдущие поколения, ствол и крона - это родители, а плоды - это дети.
Существует и другой смысл. Корни символизируют веру в Единого Бога - в этом состоит духовная жизнь человека. Основа жизни - это вера в Бога. Ствол - изучение Торы и выполнение заповедей. На основе веры вырастает выполнение заповедей. Плоды - добрые дела. Если дерево хорошее, значит, хорошими будут плоды и семена, из которых произрастут потом новые деревья. Так и у человека. Исполняя заповеди, творя добрые дела, человек изменяет других людей, изменяет весь мир. Добрые поступки дают добрые итоги, и мир становится добрее.
Однажды шел по дороге Хони-Гамеагель и увидел человека, сажающего рожковое дерево.
- Через сколько лет это дерево принесет плоды? - спросил его Хони.
- Через семьдесят лет, - ответил тот.
- Неужели ты уверен в том, что проживешь еще семьдесят лет и отведаешь его плодов? - удивился Хони.
Но человек ответил:
- Я нашел мир, засаженный рожковыми деревьями. Как мои предки посадили их для меня, так и я сажаю для моих потомков.
Рав Авраам Ильягуев по материалам интернет-изданий
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»