Раби Меир-чудотворец и его супруга Брурия

      В один из весенних дней в городе Тверия с большой помпезностью встречают необычный праздник «Элула». В этот день дорога на г. Бейт-Шан, начиная от центра города и вплоть до минеральных источников «Хамей-Тверия», полностью перекрывается для транспорта. Жители и гости древнего города пешочком добираются до комплекса, где похоронен великий праведник чудотворец раби Меир Баал а-Нес.    
      Место расположения могилы праведника необычайно красиво. С холма открывается чудесная панорама озера Кинерет. Рядом проходит оживленная трасса, а в нескольких метрах расположен музей под открытым небом, включающий древние римские бани, родники с минеральной горячей водой и раскопки  синагоги, построенной в 4 веке. В ней частично сохранились в виде мозаики Ковчег Завета, Ханукия, Лулав, знаки зодиака и др. еврейские символы. 
      Сама могила праведника разительно отличается от могил других известных праведников (раби Акива, раби Рамбом, раби Хия и др.), похороненных в нашем городе. Она достаточно высокая, сделана из мрамора, что вызывает некоторое удивление. В 1867 г. над ней возвели синагогу с голубым закругленным куполом, и с тех пор тысячи евреев приходят сюда изучать Тору. Существует предание о том, что р. Меир похоронен стоя, с посохом в руках, что означает: «Как только придет Машиах, он, не теряя ни минуты, отправится его встречать...». 
      Резная мраморная могила разделена на мужскую и женскую части. Прямо на ее месте действуют ашкеназская и сефардская синагоги, а рядом двухэтажное здание религиозной школы (ешива). Два входа - с южной и северной стороны - начинаются с вереницы магазинчиков, напротив которых целый комплекс столов для пикника. Здесь всегда многолюдно и регулярно проводятся различные торжества (первая стрижка волос 3-х летнему ребенку) и праздники. Поэтому на столе у окна всегда накрыт стол со сладостями и напитками. Рядом с синагогой узкие комнатки, на стенах которых размещены мелькающие огоньками надписи с именами, фамилиями и датами жизни людей, для которых благодарные потомки приобрели памятные таблички. Интересен тот факт, что могила праведника р. Меира Баал а-Неса также почитаема у арабов и друзов, они называют его "а-садик" (праведник).  
      Немного странно смотрятся высотой в полметра и выше массивные железные копилки для Цдаки (пожертвований). Для справки: в начале XIX в. в еврейских общинах распространился обычай ставить копилки для пожертвований с названием "касса р. М.Б.г.Н.". Средства от пожертвований отсылались в Эрец Исраэль для поддержки живших там евреев. Весьма правдоподобно, что касса р. М.Б.г.Н., или "Рамбагана" (аббревиатура его имени) - это не что иное, как поздний вариант "кассы Рамбана" (Рабейну Моше бен Нахмана), который ввел этот обычай восемьсот лет тому назад, и имя Рамбан перепуталось с именем Рамбаган.
      С именем праведника Меира связано также немало чудесных историй, дошедших до наших дней. Даже место его погребения, затерявшееся, может быть, из-за землетрясений в этом районе, было опознано именно с помощью мистического чуда. В одной из легенд говорится, как однажды один пастух пас в этом месте стадо. Долго бродив по этим местам, он решил немного отдохнуть, слегка вздремнув. Во время сна ему явился р. Меир и сказал: «Знай, что на этом самом месте, где ты спишь, я похоронен! Не смей никому рассказывать об этом, ибо страшен будет твой конец». Пастух долгое время никому не рассказывал о своем сне. Но однажды все же не выдержал и рассказал раввинам, приведя их на это место. Не успел он произнести последнюю фразу, как сразу же замертво упал. Тогда евреи собрались и стали молиться, прося Всевышнего послать им хоть какой-либо знак, обещая, что на этом месте построят синагогу и ешиву. Не успели они закончить молитву, как произошло чудо: из старых развалин выкатилась мраморная колонна и поднялась во всю длину. С тех пор это место считается местом погребения великого праведника - чудотворца. 
      Но есть предположение, что это могила р. Меиратаны, и оно оспаривается многими, так как он умер в Асии. Но из Иерусалимского Талмуда очевидно, что р. Меир завещал похоронить его в Эрец Исраэль. Согласно другой версии, р. Меир Баал а-Нес - это сын р. Ицхака, кантора, автора «Акдамот», который тоже был известен как чудотворец. 
      Раби Меир жил во втором веке нашей эры, потомок Цезаря Нерона, который перешел в иудаизм, он пережил восстание Бар Кохбы, разрушение 2-го Храма и гонения Рима. Его имя Бааль а-Нес в переводе означает "дающий свет", а также  "чудотворец". Один из пяти последних учеников Раби Акивы, также его учителями были Раби Ишмаэль и Элиша Бэн Абуя. Со временем он и сам как его мудрецы-учителя стал известным законоучителем. 
      Вплоть до поколения р. Меира Тора передавалась устно - от отца к сыну. Раби Иеhуда hа-Наси (прим. 135-220 г., глава Санhедрина), пользовался большим уважением у Римских властей, он заметил, что Тора начинает забываться. Под его руководством была создана Мишна - первый кодекс еврейского Устного Закона. Он искал человека, который бы отличался хорошей памятью и был сведущ в текстах Торы. И выбрал р. Меира, который зарабатывал на жизнь профессией писца (писал книги Торы и свитки). Так изо дня в день молодой р. Меир сидел перед Раби Иеhуда hа-Наси и записывал слово в слово то, что тот ему диктовал. Имеются утверждения, что в Мишне 331 раз приводится мнение р. Меира, и его не случайно называют "отцом Мишны". А в книге «Агада» приписываются ему способности совершать чудеса: то он изгонял бесов от душевнобольных людей, а то обыкновенной фразой «Бог Меира, услышь меня» легко мог подчинить своей воле людей.
      Р. Меир был сведущ не только в законах, но также знал много иносказаний. В источниках сказано, что знал наизусть несколько сотен иносказательных повествований, говорится, что он строго соблюдал закон,  был многосторонне развит, вел беседы с философами, используя жанр иносказания, также его посылали на переговоры в Рим. К простолюдинам относился настороженно - предупреждал, чтоб у них не ели, т.к. они плохо знают Тору и правила кашрута. Тем не менее, почтительно вставал перед старцем, даже если он был простолюдин. Р. Меир был проницателен и умел видеть суть происходящего, поэтому остался верен своему учителю - Элише Бэн Абуя, который в результате духовного потрясения перестал соблюдать заповеди. Он умел с неумолимой логикой разбирать любой вопрос и отличался бескорыстной любовью к изучению Торы. По его утверждению: «Тот, кто сам изучает Тору, но не обучает других, тот презирает слово Всевышнего!». Р. Меир основал в городе Тверия ешиву, которая со временем завоевала большую популярность. Немало учеников из этой ешивы стали известными раввинами.
    
      Позволю себе привести два случая из жизни великого праведника:

      Р. Меир придавал большое значение именам людей. Однажды прибыли р. Меир, р. Иеhуда и р. Йоси на постоялый двор человека по имени Кидор. Услышав это имя, р. Меир отметил: «Значит он злодей, ибо сказано в Торе: «Ки дор таhапухот hэма» (изменчивое поколение они)». Дело было перед Шабатом, р. Иеhуда и р. Йоси оставили у хозяина свои деньги, но р. Меир не доверил ему. На следующий день, когда раввины попросили вернуть им деньги, хозяин ответил: «Вы мне денег не давали, и я ничего не знаю».

      Р. Меир каждый вечер после наступления Шабата вел урок, и среди слушающих была одна женщина. Однажды продлился урок дольше обычного, вернулась женщина домой и увидела, что свечи уже погасли. Сказал ей муж: «Где ты была?». Ответила та: «Я слушала урок раввина». Мужчина рассердился: «Ты не войдешь в дом пока не плюнешь в лицо этому Учителю». Узнал об этом р. Меир в пророческом видении и притворился, будто у него болит глаз. И сказал своим ученикам: «Найдите мне женщину, что умеет заговаривать глаз - пусть придет…». И пришла к нему та женщина. Тогда раввин попросил ее: «Плюнь, пожалуйста, мне в глаз семь раз». А после этого он сказал ей: «Иди и скажи своему мужу - ты сказал мне один раз, а я плюнула семь раз!».

      Брурия
    
      Иудея во втором веке нашей эры была опустошена. Размеры трагедии, постигшей еврейский народ вслед за восстанием Бар Кохбы, были неописуемы. Чтобы искоренить любую мысль о восстании – тысячи евреев были изгнаны. Римляне пытались сломить еврейское упрямство оставаться особым народом и избегать ассимиляции: соблюдение Шабата, кашрута и изучение Торы - карались смертной казнью.  Иерусалим практически полностью был разрушен. На развалинах города было построено римское поселение под названием Илия Капитолина, а на Храмовой горе – Храм Адрианоса и в нем скульптура Цезаря. Евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.
      Духовный и культурный центр образовался в Галилее, которая почти не пострадала, так как не участвовала в восстании. Во главе учебного центра в городе Сихни в нижней Галилее стоял раби Ханина бен Тардион. Несмотря на тяжкие преследования, он продолжал изучать Тору и преподавать. И была у него дочь Брурия, которая уже в юном возрасте была известна своим острым и пытливым умом. Она проводила много времени вместе с отцом и привыкла углубляться в интерпретации слов Торы, и часто участвовала в обсуждениях законов с учениками отца.
      В Талмуде упомянуто более двух тысяч мудрецов и всего одна женщина, обладавшая не меньшими знаниями. Это Брурия, жена раби Меира. В последние годы она стала героиней для религиозных еврейских феминисток, это находит отражение в увеличении числа названных в ее честь еврейских школ (включая знаменитую женскую ешиву в Иерусалиме) и нареченных ее именем девочек.       
Талмуд подчеркивает не только острый ум Брурии, но и дает более сложные характеристики ее личности. В одних историях она мила, в других сердита, в некоторых трагична. Одна из них содержится в трактате Брахот (10а). Когда бандиты напали на ее мужа Меира, он помолился Б-гу, чтобы Он послал им смерть. Брурия упрекает его за резкие слова: «Ты оправдываешь себя просьбой Псалмопевца: Пусть грехи исчезнут с земли? Но грешникам не нужно умирать, чтобы исчезли грехи, достаточно будет, если они перестанут грешить». После чего раби Меир стал молиться о том, чтобы бандиты раскаялись в своем дурном поведении. Так и случилось. 
      В другом эпизоде сердится Брурия, а не Меир. Похоже, что ее обидела излюбленная мужем присказка: «Не говори много женщине». Когда раби Йоси Галилеянин спросил ее: «Какой дорогой нужно идти в Лод?», она высмеяла его: «Глупый ты, галилеянин! Разве мудрецы не учат «не говорить много женщине?». Ты должен был спросить: «В Лод как?» (Эрувин, 536). 
      Самая известная история о Брурии повествует о ее великом горе. В один субботний вечер погибли два ее сына - убиты ли они или стали жертвой несчастного случая, в Талмуде не говорится. Когда р. Меир вернулся домой из синагоги, он спросил о сыновьях, но Брурия оборвала его. После молитвы «Гавдала»  она задала ему вопрос: «Некоторое время назад мне было отдано на хранение сокровище, а теперь хозяин требует его назад. Должна ли я вернуть?». - «Конечно», - сказал ничего не подозревающий Меир, и Брурия повела его в спальню, показав два мертвых тела. «Вот сокровища, которые дал нам Б-г, а теперь Он забрал их обратно». 
      Тем временем произошло большое несчастье. На отца Брурии раби Ханина донесли, и во время допроса римскими властями он признался, что обучал Торе евреев потому, что так заповедовал Всевышний. Р. Ханина был приговорен к смерти через сожжение, а чтоб другим неповадно было, приказали убить его жену, а младшую дочь заключили в тюрьму. Р. Ханина был сожжен вместе с книгой Торы, по которой учил. Чтобы продлить его страдания, римляне привязали ему на спину клоки овечьей шерсти, пропитанные водой. Брурия стала просить, чтоб р. Меир спас ее младшую сестру из плена, и он согласился, несмотря на опасность.
      Сказано в Талмуде (Ав. Зар. XVIII): «Случилось с ним чудо, когда он освобождал из плена сестру своей жены. Он подошел к стражу и сказал ему: «Выдай ее мне». Сказал ему страж: «Я боюсь начальства». Сказал ему р. Меир: «Возьми деньги, половину потрать на взятку, а другую возьми себе». Сказал ему страж: «А что я буду делать, когда деньги кончатся?». Отвечал ему: «Скажи: - Бог Меира, внемли мне! - и спасешься». Спросил тот: «Кто сказал, что так и будет?». Сказал ему: «Сейчас увидишь». Бегали там собаки, охочие до человеческого мяса. Р. Меир бросил в них ком земли. Набросились на него собаки. Воскликнул он: «Бог Меира, внемли мне!» - и отстали собаки. Увидев это чудо, страж освободил пленницу.
      Примерно через три года после подавления бунта умер Цезарь Адрианос. Его наследник Антониус Файос отменил указ о преследованиях и позволил мудрецам собраться в Галилейском городе Оша. Туда переехали также р. Меир и Брурия. Р. Меир был среди мудрецов, заново основавших Санhедрин в Оша, после того как был уничтожен в Явне вследствие восстания.    
      Один из источников приводит версию о том, как трагически закончила свои дни Брурия. Так она насмехалась над утверждением мудрецов о том, что в некоторых вещах женщины легкомысленны. Но р. Меир решил показать ей, что она не права. Он предложил ей в помощь по хозяйству услуги одного из своих учеников. Постепенно они сблизились, он стал ухаживать за ней и смог соблазнить. Когда Брурия узнала, что все было подстроено ее мужем, она не выдержала позора и покончила собой. Р. Меир сожалел о том, что таким образом решил этот спор, и очень горевал о кончине жены.   
      По преданию р. Меир скончался 14 Ияра (апрель-май), и этот день особо отмечается в Тверии. Начиная примерно с 13-го века, десятки тысяч евреев совершают паломничество на его могилу. Считается, что молитвы, произнесенные на могиле великого праведника, помогают обретению мира в семье, нахождению пары, зачатию детей, а также нахождению пропажи. Тем, кто жертвует некоторую сумму на благотворительность, вдобавок к известной фразе «Бог Меира, внемли мне!», обещано, что им обязательно будет сопутствовать успех! 

Автор:
Похожие статьи