Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Матот»

Евреи принимали Тору у горы Синай и дали клятву: «Наасэ вэ-нишма!», то есть – будем исполнять и слушать. «И говорил Моше главам колен сынов Исраэля… Вот что повелел Г-сподь: Если кто даст обет Г-споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать» (Бэмидбар 30:2-3).
 
Почему он обратился не ко всему народу, а только к главам его? («Аhават хаим», «Кисе рахамим»). 
Моше рабену был пророком и знал, что в будущем духовные вожди народа отменят недэр Цидкияhу, которого Нэвухаднэцар поставил царём в Йерушалаиме, и это приведёт к страшной беде всего еврейского народа  («Недарим» 65а).
 
Случилось так, что Цидкияhу увидел как Нэвухаднэцар, словно хищник, ест живого зайца, а есть от живого, как известно, один из запретов «бней Ноах», запрет для всего человечества. Тут же Нэвухаднэцар потребовал от Цидкияhу сохранить это преступление в тайне, и тот поклялся, что будет молчать, но потом пожалел о своей клятве и попросил Санhэдрин, Совет мудрецов Торы, он же Верховный Суд, отменить её.

К Цидкияhу пришли пять правителей малых народов, подвластных ему, и стали обсуждать жестокость бавельского царя, а он рассказал им, что видел, как Нэвухаднэцар ел живого зайца. От них Нэвухаднэцар узнал, что евреи предали его и он стал посмешищем для людей.
  
Прежде он признавал  Цидкияhу и тех мудрецов, как своих верных поданных, теперь гневу его не было предела.  Он призвал их и приказал казнить за то, что отменили клятву Цидкияhу, а его самого обвинил в измене. 
Цидкияhу пытался скрыться, но его поймали, зарезали перед ним его сыновей, выкололи ему глаза и в кандалах отправили в тюремную яму. Нэвухаднэцар успокоился только тогда, когда его солдаты под командованием Нэвузардана разрушили стены Йерушалаима, сожгли еврейский Храм и увели в плен почти всё население Эрец Исраэль (Аhават Хаим, «Матот»). 

Мы не можем  сегодня исполнять все из 613 заповедей, переданных нам Моше рабену. Например, те, что связанны с Храмовой службой. Но есть такие, которые мы обязаны исполнять всегда, во все времена и в любом месте. От этого зависит благополучие и добрая жизнь каждого из нас и всего нашего народа.

Еврейский закон не запрещает дозволенное, но не дозволяет запретное (Сифри). Так же, как запрещается сплетничать, злословить, доносить, и тому подобное, нельзя клясться и давать напрасные обещания. Не следует подвергать свою жизнь опасности, нужно быть очень осторожными в своих обещаниях, даже исполнить заповедь пожертвования (Шулхан Арух 203:4).
Всегда следует говорить: «Бэли недэр…», то есть без обещания. Тем более нельзя клясться. Того, кто обещает, и клянётся, Тора называет злодеем и преступником, «раша» (Бавли, Недарим 77а; Йерушалми, Недарим, 9:1).

Разница между недэром и клятвой, когда человек клянётся выполнить или не выполнить действие, в том, что недэр связан с Именем Творца, а клятва, как зарок, ограничивает человека в его действии (Рабену Бахье, «Матот»).  

Нельзя дать недэр и запретить себе то, что обязан исполнять. 
Например, мужчине возлагать тэфилин, а женщине в своё время окунаться в микве, и наоборот – нельзя дать обязательство совершить то, что противоречит законам Торы и дэрех эрец (морали), нельзя дать обязательство совершить преступление во имя чего бы то ни было (Шулхан Арух 208). 

Но можно дать такой недэр, который  поможет преодолеть отрицательные качества, вредные привычки или болезнь. Иногда только это помогает человеку избавиться от вредных привычек и от алкогольной зависимости. 
Пусть он одновременно с лечением даст недэр навсегда отказаться от употребления вина и других продуктов с содержанием спирта. Известны случаи, когда клятва с Именем Б-га удерживала наркоманов, прошедших курс лечения от рецидива. 
 
Можно дать недэр поститься в определённый день или дать пожертвование в минуту опасности или во время тяжёлой болезни близкого человека (Шулхан Арух 215:4). Недэр должен быть высказанным, даже если никто, кроме того, кто даёт, его не слышит. Но если кто-то слышит и говорит «амен», словно ставит печать, закрепляет этот недэр. 

94-я и 95-я заповеди в книге «Сефер мицвот» Рамбама предупреждают нас об ответственности за все произнесённые нами вслух обязательства: клятвы, обеты, обязательства дать благотворительное пожертвование, принести жертву и т.п. 
Праведники, которые воздерживаются от излишеств, дают недэр, чтобы материальные привязанности не ослабляли их связь с Творцом (Пиркей Авот 3:13). В таком случае недэр приближает их к святости. Поэтому сыновья Рехава отказались от вина и от всех материальных удобств в своей жизни и заслужили Олам hа-ба (Ирмеяhу 35). 

Когда произносим слова обещания или клятвы, вызываем на себя силы противодействия (Зоhар, Бэмидбар 65). Даже великие праведники терпели поражение в такой битве. Неисполненное обещание, недэр, или клятва, «шевуа», свидетельствуют против человека в День Суда. 
Один еврей вечером в Йом Кипур взял в руки  свиток Торы и обещал пожертвовать синагоге 3000 долларов, прошёл год, он забыл о своём недэре, и на следующий год так обеднел, что не мог пожертвовать даже самую малую сумму. 

Многие несчастные случаи, травмы и болезни, результат неисполненных обещаний и клятв. Поэтому Моше предупреждает об обязательном их исполнении, или об отмене недэра, если его невозможно исполнить.

Недэр мальчика с 13 лет и одного дня и девочки с 12 лет имеет полную силу. Однако отец может в течение дня отменить недэр, данный дочерью, даже взрослой, живущей в его доме. Услышал и промолчал – она обязана исполнить, если отменил – Небесный Суд её простит. Обещания и клятвы маленьких детей не имеют силы, тем не менее, следует приучать детей воздерживаться от них.

Муж в течение дня может отменить недэр жены. В еврейской семье муж обеспечивал жену и детей, защищал их, но главное – был для них судьёй, равом, наставником. Он отвечал перед Б-гом за духовное и материальное состояние своей семьи. 
Горе той семье, где каждый предоставлен сам себе, или во главе её недостойный отец и муж, а женщина несёт этот груз на своих женских плечах, разве мало у неё других важных обязанностей! Общество, состоящее из таких семей нежизнеспособно.

Недэр, который мы дали необдуманно или по ошибке, может отменить бет-дин, еврейский суд из трёх и более судей, в некоторых случаях рав, талмид-хахам (мудрец Торы). Для нужд шабата отменить недэр можно даже в шабат (Бавли, Недарим 77; Бавли, Шабат 157а). 
Раз в году перед Судным Днём, перед Рош hа-шана, богобоязненные евреи стоят  перед бет-дином и отменяют все обещания, обеты и клятвы, высказанные в течение года. Трое или более евреев общины, соблюдающих заповеди Торы, сидят и исполняют обязанности судей, а тот, кто просит отменить его недарим, в частности говорит:

 – Слушайте, господа! Я прошу вас освободить меня от всех обетов, которые связаны с телом, душой или достоянием моим. И хотя тот, кто раскаивается, должен подробно рассказать суду об обете, но знайте же, господа, что множество обетов дал я, и есть такие, которые я дал и забыл о них, и невозможно подробно рассказать обо всех. Я не прошу освобождения от тех обетов, от которых по закону нельзя освободить, но от всех, от которых можно, прошу освободить, как будто бы я рассказал о них...

Они выслушивают его и отменяют все те обещания и клятвы, которые по закону можно отменить.
А в Йом Кипур вечером евреи открывают арон со свитками Торы и три раза повторяют одну из самых глубоких молитв этого дня – «КОЛЬ НИДРЕЙ»:  

 – Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары, и разновидности их, которые мы будем возлагать на себя – от этого Дня Искупления и до Дня Искупления, который грядёт нам во благо, – во всех них я заранее раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, будут они необязывающие и недействительные. И будет прощение всей общине сынов Израиля и пришельцу, живущему среди них, ибо весь народ совершил это неумышленно.

Но не смейте даже подумать, что есть здесь разрешение нарушать клятвы или присяги, даваемые перед судом или в отношении к интересам другого лица, какого бы происхождения или веры он ни был. 

Всевышний посылает евреев на «заповеданную войну за Эрец Исраэль». Когда-то направленными силами природы Он сам уничтожил Сдом и другие четыре города в районе Мёртвого моря. Теперь евреи должны выполнить Его заповедь и своими руками уничтожить Мидьян. «Как мщение народа за оскорбление имени Всевышнего, и как мщение Всевышнего за попытку развратить и уничтожить народ» (Сончино). 
 
Во главе армии из 12 000 евреев, удостоенных быть Его посланниками, назначили Пинхаса «машуах мильхама» (помазанного на войну), он начал и он должен её завершить. Евреи исполнили заповедь Творца, вырубили корни эпидемии, победили народ Мидьяна и уничтожили его огромную армию, а Бильаму по приговору суда отрубили голову (Сифри).

Автор:

Теги

Похожие статьи