Не обещай и не клянись! Недарим

Не обещай и не клянись!
НЕДАРИМ

Если кто даст обет Г-споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать (Бэмидбар 30:2). 
Человеку свойственно давать обещания и клятвы, но не всегда у него есть возможность их исполнить. «Не привыкай давать обещания – недарим. Каждый, дающий недэр, даже если исполняет его, называется злодеем» (Шулхан Арух, Йорэ Деа 203:1).
 
Неисполненное обещание – недэр, или клятва – швуа, свидетельствуют против человека в День Суда. Когда произносим слова обещания или клятвы, вызываем на себя силы противодействия (Зоhар, Бэмидбар 65). Следует говорить: «Бли недэр». То есть: «Исполню без обещания». Лучше всего сказать: «Постараюсь исполнить».

Клятва нередко оборачивается против того, кто клянётся. Нельзя клясться Именем Творца, а также – именем отца, матери, других близких людей, если мы не хотим принести им несчастье. 
Клятва висит над душой человека и свидетельствует против него в момент опасности. Многие великие праведники терпели поражение в такой битве. Многие несчастные случаи, травмы и болезни – результат неисполненных обещаний и клятв. 

В давние времена, когда у евреев ещё не было царя, а в каждом колене Израиля был свой вождь и он же пророк, на левом берегу Ярдэна в области Менаше жил человек по имени Гилад. 
Он женился, но жена оказалась бесплодной. Тогда он взял себе наложницу кэнаанейку, из тех, что служили своим телом в храме Ашторет, и она родила ему сына. Отец дал ему имя Ифтах, что значит – «откроет» (יפתח), то есть, чтобы открыл дорогу для других сыновей. Так оно и было, этот мальчик открыл, «патах», дорогу наследникам от жены. И она родила Гиладу трёх законных сыновей.
Дети выросли, а когда Гилад умер, стали делить наследство. Законные сыновья, братья, всё забрали себе, а Ифтаха выгнали из дома. Ушёл он на другой  берег Ярдэна, собрал отряд бездомных скитальцев и стали они грабить кэнаанеев. Слава о нём и страх перед ним прошли по всей стране.   
А амонитяне год за годом всё больше и больше притесняли евреев, и не было от них спасения. Тогда старейшины Гилада обратились к Ифтаху, чтобы он встал во главе армии и освободил страну. Ифтах согласился при условии, что его признают главой всего Израиля, и дал недэр, что если победит, принесёт в жертву первое, что выйдет из ворот его дома.
  
Ифтах разгромил  армию Амона, подъехал на белом коне к своему дому, и встречать его выбежала единственная любимая дочь. Разорвал Ифтах одежды на своей груди и закричал: «Дочь моя, что же ты наделала, как я исполню свой недэр!» Ответила она: «Дай мне два месяца оплакать мою юность, а потом поступай по слову своему». 
Ифтах знал,  что Главный Коhен Израиля Пинхас мог освободить его от недэра и ждал его, но Ифтах сказал: «Я – вождь народа Израиля, пусть коhен сам придёт ко мне». А Пинхас не захотел идти к сыну кэнаанейки (Мидраш Танхума, Бэхукотай).
Что было дальше, история умалчивает. Одни полагают, что Ифтах вознёс свою дочь на жертвенник. А другие, – что отправил её в горы Иудеи, где она уединилась в безбрачии до конца своих дней. А сам он умер спустя три года после этих событий. 

Недэр мальчика с тринадцати лет и одного дня и девочки с двенадцати лет имеет полную силу. Однако отец может в течение дня отменить недэр, данный дочерью, даже взрослой, живущей в его доме. Если услышал и промолчал – обязана исполнить, если отменил – Б-г простит. 
Обещания маленьких детей не имеют силы, тем не менее, следует приучать их воздерживаться от этого.
Муж в течение дня может отменить недэр жены.
Если еврей дал клятву нарушить заповедь Торы, не исполнять заповедь Торы, или совершить действия, которые практически невозможно совершить, эта клятва называется напрасной. Её следует немедленно отменить.  
Недэр, который мы дали необдуманно или по ошибке, и раскаиваемся в этом, может отменить один человек, талмид-хахам, или бет-дин, еврейский суд из трёх человек.

Пожертвование – «тэруму» и «цэдаку» – следует давать без обещания.

Но иногда недэр помогает нам избавиться от опасности и беды. В традиции горских евреев давать недэр на пожертвование в случае избавления от тяжёлой болезни. Такой недэр нельзя отменять. 
В общине горских евреев из Губы, в Азербайджане, ещё сохранился обычай в исполнение обещания резать барана или корову и раздавать мясо бедным. В таком случае следует прочитать благословение "Ми ше-берах" для давшего недэр и для того, кому он посвящён.

Жених под хупой даёт обещание содержать свою жену, заботиться о ней и быть её мужем. Это обещание – кэтубу – заверяют два свидетеля и зачитывают перед миньяном, перед десятью евреями.
 
С давних времён существовал другой обычай: родители младенцев клялись поженить своих детей, когда они вырастут. Так укреплялась община. Люди, ещё не ставшие родными, долгие годы заботились друг о друге, поддерживали друг друга. 

Иногда Тора и наша традиция оправдывают обещание или клятву. По требованию высшего еврейского суда – Санhэдрина, заставляли клясться свидетелей в том, что они действительно видели в небе новый месяц. 
«Клятву свидетельства произносят мужчины, но не (произносят) женщины; дальние, но не близкие (родственники), люди, пригодные (для свидетельства), те, кто достоин ее произнести» (Шевуот 30).

Было в нашем народе, что отец давал клятву Всевышнему, если подарит ему сына, станет обучать его Торе. Ханна, бездетная жена праведника Эльканы, дала и исполнила клятву посвятить Всевышнему, благословен Он, мальчика, которого она родила, Шемуэля, ставшего пророком и учителем еврейского народа. 

Ежедневно мы даём множество обещаний, существенных и пустых. Они ложатся тяжёлым грузом на наши души. 
В Рош hа-Шана – Судный День, и в Йом Кипур – День Искупления с нас спрашивают за всё, что мы не смогли выполнить или забыли. Поэтому перед этими двумя праздниками проводим обряд «hатарат недарим» – освобождение от обетов, зароков, обещаний и клятв, которые мы давали в течение года. 

Просим освободить нас от недарим и шевуот перед десятью праведными евреями, если нет десяти, перед тремя. И обращаемся к ним: 
– Слушайте, господа! Все обещания, обеты, зароки, клятвы и запреты, которые я наложил на себя с полным сознанием или во сне, или такие, которые я дал и забыл о них, или поклялся святыми Именами, которые невозможно стереть, или Именем Всесильного, благословен Он, или любой вид незирута, даже незирута Шимшона, и даже запрет на наслаждение для меня или для других, на любом языке и любым способом, всё, что было высказано вслух или шёпотом, или мысленно, на что дал недэр исполнить, в чём обязал себя или других и принял на себя в сердце своём, я прошу отменить. Прошу отменить всё, что можно отменить по закону, так как сожалею об этом и сожалею, что не сказал «бли недэр.

Судьи отвечают:
– Мутарим! Мутарим! Мутарим! 
Суд разрешает и освобождает от обетов, зароков, обещаний и клятв, как сказал мудрый царь Давид: «Да будет мир в крепости твоей, покой во дворцах твоих.  Ради братьев моих и ближних моих скажу: мир тебе! Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий» (Теилим 122:7-8). 

А в Йом Кипур вечером евреи открывают арон со свитками Торы и три раза повторяют одну из самых глубоких молитв этого дня – «КОЛЬ НИДРЕЙ»: 
– Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары, и разновидности их, которые мы будем возлагать на себя – от этого Дня Искупления и до Дня Искупления, который грядёт нам во благо, – во всех них я заранее раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, будут они необязывающие и недействительные. И будет прощение всей общине сынов Израиля и пришельцу, живущему среди них, ибо весь народ совершил это неумышленно. 
Таким образом отменяются все обещания, зароки,  обеты, клятвы или присяга, если такая отмена  не противоречит закону, требованиям суда, или интересам другого лица.

«Все, что происходит в месяц Тишрей, – намёк на то, что случится в будущем. Сначала – день Суда в Рош hа-Шана, затем – прощение грехов в Йом Кипур, а потом – (радость) Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора (Эвен Шлема 11:10). «И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь» (Йехезкель 36:25).

Автор:
Похожие статьи