Храм, который строим мы. hафтара к главе Торы «Тэрума»
На четвёртом году своего царствования Шеломо начал строительство Храма на горе Мория в Йерушалаиме. Он обратился за помощью к фараону, царю Египта, просил дать ему опытных мастеров, каменщиков и плотников, обязался внести плату за них в царскую казну и платить работникам за их труд. Фараон выслушал посланников Шеломо и приказал своим магам и звездочётам выбрать из народа и отправить в еврейскую страну тех мастеров, которые по гороскопу должны умереть в течение года.
Когда они прибыли в Йерушалаим, Шеломо приказал дать каждому из этих несчастных по белому савану и вернул их в Египет со словами: «Царь Египта, наверное, в твоей стране не хватает кладбищ и не хватает саванов для умерших, поэтому ты просишь меня похоронить их на еврейской земле? Мы не можем выполнить твою просьбу».
И обратился Шеломо в сторону Леванона, к Хираму, царю Тира. Обрадовался Хирам, что может участвовать в строительстве Храма, тут же отправил в Йерушалаим своих лучших мастеров.
Тридцать тысяч человек из Эрец Исраэль по три группы поочерёдно трудились в горах Леванона, заготавливая строительный лес, гранит и мрамор. Три тысячи надсмотрщиков на Храмовой горе направляли работу ста пятидесяти тысяч рабочих.
Чудеса сопровождали строительство Храма. Камни не пилили и не кололи железными инструментами, необыкновенная змейка, названная шамиром, быстро и точно обрабатывала их. За время строительства не было ни одного несчастного случая, никто не заболел и не умер в стране. Все годы строительства на земле не было войн.
Семь лет продолжалось строительство, и в 2928 году (832 г. до н.э.) перед праздником Суккот царь Шеломо благословил народ, собравшийся со всех концов страны, и открыл службу в Храме.
Премудрость выстроила свой дом, вытесала для него семь столбов. Мироздание с ближними и далёкими мирами, мир материальный и мир духовный (Мишлей 9:1).
На семи столбах, на семи опорах держался этот дом. На учении, на служении Творцу, на благодеянии, на правосудии, на правде, на мире. Седьмой и главной опорой были праведники. «Потому что праведники и пророки, будь то мужчины или женщины, опора мироздания» (Ялкут Шимони, «Шир hа-ширим» 1).
Храм назвали именем еврейского царя, но в первую очередь это был Храм еврейского народа, ибо весь народ принимал участие в строительстве, кто своим трудом, кто деньгами, которые вносили, как налог на строительство.
410 лет в Храме приносили мирные жертвы, левиты пели гимны и трубили в шофары. Но в 3338 году (422 г. до н.э.) солдаты Навухаднэцара, царя Бавеля, под предводительством Навузардана захватили Иерусалим, и 9 Ава разрушили Храм до самого основания. Они вырезали большинство жителей Иерусалима, а оставшихся в живых пленили и увели в рабство.
Предание говорит, что Шеломо предвидел эту беду и велел строителям соорудить под Храмом особую пещеру, куда коhены перед своей гибелью успели спрятать ковчег завета, жертвенник для благовоний и большую золотую минору (Абарбанель). Вся остальная ценная утварь Храма была похищена и передана царю Бавеля Навухаднэцару.
В 3395 году изгнанники стали возвращаться из Бавеля, отстраивать Йерушалаим. И Второй Храм тоже стал всенародной стройкой.
Однако теперь евреи встретили сопротивление самаритян (шомроним), переселенцев из дальних областей, которые называли себя одним из племён Израиля. Они убивали рабочих, писали доносы и клеветали на евреев. Работы по восстановлению Храма растянулись на 15 лет.
В 3408 году (352 г. до н.э.), евреи под охраной вооружённых отрядов самообороны заново выстроили стены Йерушалаима и восстановили Храм. 420 лет он простоял и пережил множество потрясений. А в 3828 году (68 г. н.э.), в тот же день 9 Ава, что и Первый Храм, был разрушен и сожжён римскими легионерами.
Мы приводим даты, соответствующие еврейскому летоисчислению, где каждый год, месяц и даже день подробно описаны в еврейских книгах.
После того, как римляне оккупировали Эрец Исраэль, разрушили еврейские города и поработили оставшихся в живых евреев, страна опустела. Столетиями она была словно в забытьи. Храмовая гора тогда ещё не интересовала христиан, и не было в Йерушалаиме памятных мест христианства.
В 638 году сюда пришли арабы, и первый раз в истории этой земли мусульманин, халиф Омар, поднялся к развалинам Храма. Другой халиф, Абд аль-Малик, увидел святость места, где был Храм, и велел воздвигнуть мечеть над краеугольным камнем, заложенным в основание Первого Храма.
В 691 году по новому европейскому летоисчислению на Храмовой горе появилась первая в стране Израиля деревянная мечеть «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра). Тот вид, который она имеет сейчас, мечеть приобрела только в 1035 году.
В Коране нет упоминания о Храмовой горе, и её святость для ислама подвергалась сомнению имамами до тех пор, пока не начался конфликт между евреями и арабами, переселявшимися в Эрец Исраэль в начале двадцатого века. Менее пятидесяти лет тому назад арабы, живущие здесь, стали называть себя палестинцами и присвоили права на Храмовую гору, на Меарат hа-махпела и на другие еврейские святыни в Эрец Исраэль.
Христиане спустя 1000 лет после своего появления в мировой истории, объявили, что для них Йерушалаим имеет большую святость и следует изгнать живущих там евреев и мусульман. В 1099 году участники Первого крестового похода захватили город, установили крест на золотом куполе мечети, переоборудовали её в церковь и назвали Храмом Соломона, а всю завоёванную область Иерусалимским королевством.
Тогда же они произвольно стали устанавливать в Йерушалаиме «святые места», давать им имена, возводить церковные здания и описывать события, в соответствии с их представлениями о тех давних временах.
В 1517 году Эрец Исраэль захватили турки-османы. Султан Сулейман I велел возвести новые стены, которые сейчас окружают старый город. В 1918 году англичане изгнали турок, но Храмовая гора по-прежнему оставалась в запустении. И долгое время владычества мусульман и христиан на Святой земле, доступ на Храмовую гору евреям был закрыт.
В 1967 году евреи одержали победу над арабскими армиями, которые готовили тотальное уничтожение евреев, и полностью овладели Йерушалаимом. Но один из израильтян эпикоросов, в чьей власти оказалась судьба Храмовой горы, вернул её мусульманам.
Обо всех несчастьях, которые случились с народом Израиля, предупреждали еврейские пророки. Сказал Всевышний: «За то, что законов Моих не выполняли, и заповеди Мои отвергли, и субботы Мои оскверняли» (Йехезкэль 20:24). Каждый год 9 Ава евреи оплакивают разрушенный Храм с надеждой на его восстановление и возвращение Шехины.
В книге Зоhар (Тэрума) мы нашли, что Первый и Второй Храм были разрушены потому, что были созданы руками человека, а Третий не будет разрушен, ибо невозможно разрушить то, что создано Творцом Вселенной.
И в то же время Он заповедал нам построить Храм, где будет его Шехина: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать среди них» (Шмот 25:8).
Творец дал заповедь построить на земле Храм, подобный тому, что существует в Высших Сферах. Он должен быть особенным, отличным от других сооружений, он должен быть прекрасным, чтобы радовалась душа каждого человека, когда он приходит для единения с Б-гом.
Пришло время для Третьего Храма, он будет построен нашими руками (Ваикра Раба 9:7; Бэмидбар Раба 13:2). Храм из камня и металла будет воздвигнут на горе Мория, его духовная сущность уже находится в руках Творца. Поэтому в другом месте сказано, что Третий Храм сойдёт с Небес готовым, Сам Всесильный откроет его для нас (Раши; Бавли, «Сукка» 41-а).
В этом нет противоречия, мы вместе с Творцом приступили к строительству, и каждая сторона выполняет свою работу. Сказал Шеломо: «Если Г-сподь не созидает дом, напрасно трудятся строящие его» и далее: «Вот наследие Г-спода – дети, вознаграждение – плод чрева» (Теhилим 127:1-3).
Ранее вся ответственность за строительство была на евреях, теперь Творец разделил обязанности. Теперь Он взял на себя материальную часть строительства, а на нас возложил строительство нравственной основы Третьего Храма. Первые кирпичи в этом здании – наши душевные качества.
Те события, которые переживает еврейский народ последние 30-40 лет, возрождение еврейской жизни во всех странах мира – начальный этап строительства.
В Израиле построили новые здания синагог и иешив, где учатся десятки тысяч студентов. В странах СНГ евреи вспомнили о своём еврействе, возлагают тэфилин и благословляют на хлеб. В России, в Азербайджане, в Грузии, в Молдавии дети открыли для себя Тору и Мишну. Это они – вознаграждение за прошлые времена, когда наш народ в унижении и страданиях сохранял Тору и передавал традиции последующим поколениям.
Сказал раби Элазар от имени раби Ханины: «Изучающие Тору приумножают мир в мире, как сказано: И все сыновья твои – ученики Господа, и велик мир сыновей твоих! Читай не сыновей твоих (банаих), а строителей твоих (бонаих). Мир великий – любящим Тору Твою, и нет им преткновения. Да будет мир в крепостных сооружениях твоих, покой — во дворцах твоих. Ради братьев и друзей моих скажу: “Мир тебе!” Ради Дома Господа, Бога нашего, испрошу блага тебе. Бог даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром» (Бавли «Бэрахот 64).
С каждым днём растёт сопротивление строителям. О нашем времени сказано: «И в то время пробудятся сыны Ишмаэля вместе со всеми народами мира, чтобы пойти на Йерушалаим» (Зоhар, Бэрешит). В то же время вероотступники и предатели еврейского народа оскверняют законы Торы, позорят праведников, сеют неверие и наглость в Израиле. А евреи трудятся и защищают плоды своего труда.
«И будет в конце дней: гора дома Г-спода упрочена будет во главе гор и возвысится над холмами, и стекутся к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: идите, и взойдём на гору Г-спода и к дому Б-га Яакова, и научит Он нас путям Своим, и пойдём дорогами Его, ибо из Циона выйдет Тора и слово Г-спода – из Йерушалаима. И будет Он вершить суд между народами многими, и рассудит племена сильные до (пределов) далёких, и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меч, и не будут они больше учиться войне» (Миха 4:1-3).
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»