Долгожданное интервью…

Каждая ушедшая эпоха оставляет свои исторические метки. Вместе с ушедшей от нас коммунистической эпохой, когда страна Советов распалась на 15 государств, разрушилась не только огромная империя, но и экономическая система, связывающая своими спрутами все ее регионы. С сожалением вспоминаешь успешно работающие фабрики и заводы, колхозы и совхозы. И такие слова как: госплан, пятилетка, передовики производства, "стахановцы", герои Социалистического труда и т.д. канули в прошлое.
   
Мой собеседник, Марат Михайлович Рахмилов – легендарная личность, талантливый руководитель -  хорошо знакомый, как и бывшим, так и нынешним жителям древнего Дербента. Родился в 1930 году, отец работник типографии, мать медсестра. В семье было трое сыновей, когда родители развелись. Довоенное детство оставило неизгладимый отпечаток в жизни будущего руководителя.
    
Начиная руководить фабрикой имени Героя Советского Союза Шамсулы Алиева, Марат Михайлович реформировал это швейное предприятие: от полукустарного производства в оснащённое техникой передовое предприятие, что помогло увеличить темпы роста валовой продукции в 3-4 раза.
  
В настоящее время М.Рахмилов проживает в г.Офакиме вместе с внуком Яном. В этом южном городе проживают и его трое детей с семьями. Сын Виктор на протяжении пятнадцати лет неоднократно избирался депутатом муниципалитета и зам.мэром Офакима.
    
Приятно отметить, что мы с ним доводимся немного родственниками, мой брат Михаил женат на его дочери Елене. У них трое замечательных детей, мои племянники – Геннадий, Йосиф и Оксана. Я часто бываю в гостях у них   в Офакиме, и каждый раз мы с Леночкой обязательно навещаем ее отца. В 1997 году скоропостижно скончалась супруга Марата Михайловича Любовь, и он утратил замечательную жену и прекрасного друга по жизни. Эта тяжелая утрата для пожилого человека.
   
Мы беседуем в украшенной цветами и картинами беседке, за которой множества лепных фигур во дворе, очень много зелёных насаждений фруктовых деревьев и кустарников.

- Марат Михайлович, в настоящее время модно стало составлять родословные карты, а что вы можете рассказать о своих предках?

- Мой дед (по отцу) Рахмиль бен Гуршум был известным человеком, до революции владел виноградниками и садами, занимался производством вина. Он жил в селении Рукель или как его называли горские евреи "Нуколи" (в переводе с азербайджанского это название означает "соляные промыслы"). Его отец доводился племянником купца Хануко, от которого идет родословная Ханукаевых из Аба-Саво.

- Ваше детство пришлось на военное время, каким оно вам запомнилось?

- Это было очень тяжелое время, не только для евреев, но и для всех жителей Советской страны. Страшный голод в полном смысле этого слова. Я помню, как на улицах бродили эвакуированные полуживые люди и животные. В  Дербентские госпитали  постоянно прибывало много раненных. Еды не хватало, мы, в основном, питались жмыхом, подсолнухом и разными травами. Мой отец Михаил, по брони, по 15 часов был на работе в типографии. Ему там же во дворе выделили жилье. Папа поначалу работал рабочим, затем его перевели в мастера, а после войны  директором типографии.

- А как начиналась ваша трудовая деятельность?

- Я начал работать подростком, с 14-ти лет, на Дербентском консервном комбинате помощником жестянщика. Спустя некоторое время пошел учеником портного. Я тогда уже понимал, что если ты хочешь чего-то достигнуть в жизни, надо обязательно получить среднее и высшее образование. В 1950 году призвали в армию. После армии продолжил учёбу в школе рабочей молодёжи и получив аттестат зрелости, по окончании  в 1958 году поступил во Всесоюзный Заочный институт текстильной и легкой промышленности (ВЗИТЛП) г. Москвы. Приходилось совмещать работу с учебой. В 1963 году получил диплом инженера-технолога. Работал я на разных должностях: главным механиком, мастером цеха, начальником ОТК (отдел технического контроля), главным инженером фабрики "Динамо".  Директором фабрики я начал работать в возрасте 33 лет. С 1964 года и вплоть до иммиграции в Израиль в 1994 году я руководил следующими предприятиями:   швейные фабрики - имени Алиева (с 1967 по 1974 г.), "Динамо" (с 1974-84 г.г) и "Салют" (1990-94 г.г.), занимал должность зам. начальника Дербентского домостроительного комбината по социальным вопросам, был членом Президиума министерства внутренних дел ДАССР на протяжении шести лет.

- Как руководителю большой фабрики (до 300 работающих)вам приходилось заниматься и общественно-политической деятельностью?

- В Советское время каждый руководитель обязательно должен был быть членом КПСС. В 1971 году я окончил второй  Институт - Марксизма Ленинизма. Неоднократно был избран депутатом городского Совета народных депутатов и членом пленумов ГК КПСС, а также депутатом Горисполкома.

- Интересно было бы знать, какими наградами вы награждены?

- Вот небольшой список наград: орден Трудового Красного Знамени, юбилейная медаль 100-летия В.И. Ленина, медаль "Ветеран труда", орден Дружбы Народов, а также Почетные грамоты Центра Совета "Динамо" и министерства внутренних дел ДАССР.

- В Дербенте до массовой иммиграции проживало свыше 20 тысяч евреев, помогали ли своей родной общине?

- По мере возможности я старался оказывать помощь еврейской общине:
- синагоге "Келе-Нумаз";
- газете "Ватан";
- татско-еврейскому театру;
- школам №11 и №115, Учебно-производственному комбинату (УПК);
- спонсировал издание книг горско-еврейских поэтов Якова Ильягуева и Сергея Изгияева;
- вначале 90-х г.г., когда в Дербенте открыли отделение "Сохнута" оказал финансовую помощь для нормального функционирования его отделения.

- Не обидно, что ваш многолетний опыт руководителя остался невостребованным в Израиле?

- Я репатриировался в Израиль уже в пенсионном возрасте. Если бы эмигрировал в молодом возрасте, обязательно открыл бы какое-либо промышленное предприятие.

- Израиль считается одной из высокоразвитых стран мира, как вы считаете, чего не хватает еврейскому народу?

- На мой взгляд, нам, евреям, не хватает сплоченности и единства. Пока есть подразделения на землячества: бухарские, кавказские, грузинские, белорусские, украинские, марокканские, эфиопские и т.д. это большой минус в единении народа. Деля себя и навешивая "ярлыки", евреи  в целом, не чувствуют себя единым народом. На нас, выходцев из разных стран мира, местные смотрят как на "пасынков". И на этом фоне наша горско-еврейская община особо выделяется, несмотря на то, что репатрианты принесли в Израиль огромный культурный потенциал.

- Вы перешли возраст «двух семерок».  Слава Богу, выглядите моложе на лет 15. Что вы можете посоветовать людям, перешагнувшим 50-летний рубеж?

- Человек должен мечтать в любом возрасте, и особенно в зрелом. Обязательно необходимо планировать свой день. Чтобы не погасла и не деградировала память, надо постоянно читать. Чтение даёт возможность работоспособности и укреплению мышления. Второе самое важное для поддержания здоровья – движение. Ежедневно надо ходить в среднем по 500-1000 метров. И третье – надо уметь управлять своими эмоциями, избегая стрессовых ситуаций.
А так же, очень желал бы, чтобы в каждой горско-еврейской семье был бы хоть один студент вуза Израиля.

Как жаль, что опыт таких людей как Марат Михайлович остался не востребованным. Талантливые управленцы с большим хозяйственным опытом руководителя могли бы преподавать и проводить лекции для тех, кто начинают учиться в бизнес сфере.  

Автор:
Похожие статьи