Борис едигаров: нам есть, кем гордиться

   Недавно на одном из мероприятий в г.Хадере, я встретила руководителя музея горских евреев Бориса Едигарова. Во время нашей беседы, он рассказал мне о том, что после публикации статьи о созданном им музее, к нему стали поступать телефонные звонки, как с Израиля, так из таких стран как: Канада, США, Германия, Австрия, Австралия и Россия. И даже стали проводить экскурсии. Например, недавно из города Ашдода во главе с Председателем общины Галиной Даниловой музей посетили 50 человек, среди них 20 школьников. 
- Борис Савиевич, думаю в предыдущей статье, вы мне дали неполную информацию о вашем детище – музее, но и к тому же практически ничего не рассказали о себе…
- Хана, я люблю рассказывать о людях, но не о себе.
   То, что моему собеседнику нравится рассказывать о значимых людях, доказывают лекции, которые он регулярно проводит в Культурном центре. И не только лекции,  Борис Едигаров – председатель Совета старейшин общины горских евреев г. Хадеры, организатор и ведущий всех мероприятий, будь то праздничные вечера, презентации книг и юбилеи. Несомненно, вызывает интерес и его активная работа по сбору данных известных людей среди горских евреев. 
   Родился Борис в 1936 г.  в столице Дагестана – Махачкале. Как написал о нем в одном из своих очерков Вячеслав Давыдов: вырос у берегов Каспийского моря, одним словом "морской еврей". Видимо, назван так, ещё и по той причине, что в свое время  он окончил Одесский морской институт, затем аспирантуру в Ленинградском кораблестроительном институте. В Махачкале на протяжении долгого времени преподавал в филиале этого же института, в ДГУ и технологическом институте.
- У каждого из нас, - вспоминает Борис Савиевич, - покинувших прежнюю Родину два жизненных этапа. Первый этап, годы детства и юношества – на грани восторга! Всегда вспоминаю свою первую учительницу в Махачкалинской школе №1 Любовь Владимировну Астафьеву. В нашей школе учился Герой Советского Союза Шатиель Семенович Абрамов – профессор Грозненского нефтехимического института. Помню нашу с ним встречу на Всесоюзной научной конференции. После беседы с ним, он пригласил меня к себе домой, и познакомил с семьей: супругой Клавдией Степановной, сыном Семеном и дочерью Светланой. 
   Эта школа и ныне носит имя Шатиеля Абрамова. Несколько его фотографий находятся в нашем музее, в т.ч. и здания школы №1, которая располагалась на Садовой улице (ныне ул.Маркова). О каждой фотографии в музее Борис Едигаров может подготовить  лекцию или написать статью. Есть здесь экспозиции и семейные фото. Например, семья Даниловых: начальник управления по печати Дагестана  Анатолий Нафталиевич, его сын Герей (Гриша) и внук Константин, погибший в теракте в Израиле. 
- Анатолий Данилов был директором нашей школы. На войне он потерял правую руку. Спустя двадцать лет после окончания школы, как-то он оказался у нас в гостях. И я показал ему Похвальную Грамоту, которую он подписал мне левой рукой. Данилов был очень удивлен. И вот новая встреча, но уже в стенах нашего музея.  Герою Израиля Константину Данилову установлен памятник в Ор-Акиве, а деду Анатолию Нафталиевичу в Махачкале на доме мемориальная доска. Наш музей часто посещает его сын профессор Янкель Данилов из Ашдода.
   Среди почетных людей в музее есть фото, ордена и награды отца Бориса - Севи Едигарова, участника и инвалида ВОВ, который прошел дорогами войны от начала до конца – все 1418 дней. В уличных боях за освобождение города Героя – Одессы он взял в плен 23 фашиста, за что получил высокую правительственную награду. Был неоднократно ранен, получил контузию. Отец для  Бориса всегда был авторитетом, он часто обращался к нему за советом. И даже выбор Одесского вуза сделал по рекомендации отца. Севи Едигаров после войны занимал руководящие посты, был руководителем по проведению Дербентско-Самурского канала, затем зам.министром сельского хозяйства Дагестана. 
   Студенческие годы - одни из ярких в жизни каждого человека. Для Бориса Савиевича это незабываемые встречи с замечательными людьми, практика на боевых кораблях на Черном море. Преподавали в институте люди с мировым именем,  профессоры Яков Казавчинский и Владимир Кравчук.
   После завершения вуза Едигаров получает направление на оборонный завод, в секретный отдел по эксперементальным и теоретическим разработкам. По рекомендации профессора, Члена-корреспондента АН СССР Якова Пановко он был приглашен в аспирантуру, где защитил диссертацию по теме "Вибрации авиационных и корабельных систем с текущей жидкостью". Когда с авторефератом Едигарова ознакомился Вице-президент АН СССР Константин Фролов, он отметил: "Этот молодой человек со временем может стать академиком!"
   В Израиле мало кому известно, что звание академика получают путем голосования Совета академиков. И если человеку присуждено это звание, то его никто не имеет права лишить.  О восемнадцати горско-еврейских академиках при каждой нашей встрече Борис Севиевич рассказывает всегда с гордостью. Им предназначено особое место в музее, прямо у входа.  На одной из своих  лекций он рассказал слушателям о Лауреате Нобелевской премии, академике Альберте Эйнштейне, которого в 1933 г. фашисты исключили из Берлинской АН. Хотя и в Советском Союзе история науки знает позорные прецеденты, тому пример вопрос об исключении из АН Андрея Сахарова. 
- Недавно ушел из жизни, один из выдающихся сынов нашего народа – композитор, музыковед, автор оригинальных книг Манашир Абрамович Якубов (Благословенна его память!). Дмитрий Шостакович, автор Ленинградской симфонии признал его необыкновенный талант и человеческие качества. Я был знаком с ним со школьных времен, ведь М. Якубов учился в нашей школе, уже в те юношеские годы его называли "человек-энциклопедия".  В нашем музее есть портрет музыковеда и собраны все музыкальные инструменты горских евреев, о которых упоминал Манашир в своих книгах.
   Самый трудный этап жизни на исторической Родине, как отметил одни из академиков – репатриация. Это большой стресс для людей, особенно старшего поколения. Не каждому человеку в этом возрасте удается нормально адаптироваться в новой стране, многие из них и до сих пор живут  ностальгическими воспоминаниями о прошлой жизни. Борис Едигаров впервые же годы эмиграции начал заниматься общественной работой. Сотрудничество с общественными организациями, комитетом ветеранов (Борис Вайсман, Данат Раппопорт), с российским и украинским землячествами, "обществом культуры Идиш" – только совместная работа может придать импульс. 
   Встреча с руководителем музея "Энергия мужества" подполковником Давидом Зельвенским привела к созданию музея горских евреев. В этом году в Хадере отмечали пятилетний Юбилей открытия Культурного центра горских евреев. Со дня основания центра в нем действует музей, созданный Едигаровым. Работа культурного центра ГЕ ведется в соответствии с городским планом, который составляет Борис Едигаров и утверждается городским управлением абсорбции. Этот план ежемесячно публикуется в газете "Эпоха".
   О  том, с какими трудностями сталкивается по содержанию и поддержке музея, он старается никому не говорить. Во-первых, нехватка демонстрационного пространства. Многие экспонаты требуют доработки, переделки, ибо их низкое качество может превратить и самое прекрасное в свою противоположность. 
- История предков любопытна для того, кто достоин иметь Отечество, - отметил в конце  нашей беседы Борис Едигаров, - и особенно ценно, когда в воспитательный и патриотический процесс вовлекается молодежь. Приятно отметить , что к нам в музей стали приходить школьники и студенты. Недавно приезжала чемпионка Израиля по шахматам, студентка Бар-Иланского университета Белла Атнилова. Когда она увидела свой портрет в музее,  была удивлена и сразу же позвонила отцу в Офаким Борису, который воспитал нескольких чемпионов Израиля. Мне радостно сознавать, что наш музей дал хороший пример и для других городов. Во многих городах Израиля у наших людей появилось желание создать такой же музей. Думаю это поможет нашей горско-еврейской общине из ведомой превратится в ведущую (во флагман). Ибо мы горцы – не имеем права покидать поле боя!


Хана РАФАЭЛЬ. ИЗРАИЛЬ.

Похожие статьи