Ирина Михайлова - руководитель женского клуба «Очаг»
Каждый раз, когда мне доводится приезжать в родной и любимый город Дербент, я обязательно встречаюсь с активистками из женского клуба «Очаг». В первый мой приезд на бывшую родину после репатриации в Израиль (1993 г.), это было в 2006 году, они устроили мне интересную встречу в музее, на которую пригласили бывшего Председателя Общины горских евреев Дербента и зам. мэра Данила Ильича Данилова.
Музей «Очаг» в те годы располагался по улице Буйнакского, 46 в арендном помещении. Женщины рассказали мне, как по крупицам собирали предметы для своего музея, как зародилась идея его создания. Первое, на что я обратила внимание в музее - это обилие стариной кухонной утвари и стендов, посвященных разным темам. Слева у входа - колыбелька гуфэре, рядом - подвесная люлька, на стене - разноцветные шали и платки: мендиль (маленькая косынка, завязывается выше лба), дуьгъуьр (шелковая шаль с бахромой), келегьи (платок из натурального шелка без бахромы), чутгьу (кисуй рош) - женский головной убор для волос. Справа - медные кувшины для воды (сову), а в углу - книжный шкаф, где преобладают книги горско-еврейских писателей и религиозные фолианты в старинном переплете.
В настоящее время, после строительства новой синагоги "Келе-Нумаз", музей перешел на постоянное место в общинный центр, и члены женского клуба проводят там свои встречи. Руководит им Ирина Хаимовна Михайлова, врач по профессии, журналист-историк по призванию. О том, как живут горские евреи в древнем Дербенте, я решила расспросить свою коллегу - журналиста.
- Ирина, обычно первые вопросы начинаются со знакомства - краткой биографии и истории родословной. Что ты можешь ответить на эти вопросы?
- Я - коренной житель Дербента. Родилась в семье инженера и медсестры. Окончила школу №8 с золотой медалью. Затем окончила Дагестанский медицинский институт. Работаю 25 лет врачом. Вроде бы все по плану, но в какой-то момент этого оказалось мало. У меня появилось немного больше времени (дети подросли), и я занялась «общественной» работой. Но только не под чью-то диктовку, как было раньше, или для галочки, а так, как я считала нужным это делать. В первую очередь, это было нужно мне самой, потому что наступил момент осмысления, когда нужно было ответить себе на вопросы: «А зачем я живу? А могу ли я сделать что-то не по программе, которую мне задали родители?». По поводу родословной: у меня со стороны отца все были очень активные люди. Дед, Рабаев Шалум, имел очень независимый характер, никого не боялся, открыто ходил в синагогу, даже в те времена, когда многие близко туда боялись подходить. Наш народ очень метко дает прозвища, так вот у него было прозвище «Шалум-хулиган». Дед воевал с первого дня войны до последнего. А бабушка Тейло свято соблюдала все традиции. Даже в военные годы не нарушала кашрут и шаббат. Другой дед, Хананье Шаулов, погиб на фронте. Моя мама родилась в 1942 году и не видела своего отца. Это тоже сыграло большую роль в том, что я занялась темой Великой Отечественной войны. Мамина мама Хава всегда 9-го мая плакала, делала "гирьё" (поминальный плач), потому что война отняла у нее мужа и брата.
- У каждой еврейской семьи, проживающей в Дербенте, есть немало родственников в Израиле, а вам не хотелось бы тоже жить рядом с ними? Ведь в Дагестане осталось очень мало наших…
- Да, у меня самые близкие родственники живут в Израиле: мой отец и семья брата. Но и здесь у меня тоже живут близкие люди. Современная жизнь так устроена, что не могут все жить в одном месте, как бы нам этого не хотелось. Можно жить рядом и быть чужими, а можно и на таком расстоянии быть близкими по духу. Мы очень спаяны друг с другом, часто звоним, общаемся, мы в курсе их событий, они в курсе наших. Я была в Израиле, но мне бы не хотелось там жить постоянно. Отдыхать там, без сомнения, хорошо.
- Как зарождалась идея создания музея и женского клуба «Очаг»?
- История создания музея берет свое начало с 2004 года. В тот год в Дербенте был организован летний еврейский лагерь «Золотые пески». Несколько женщин, работавших в этом лагере, решили после летнего сезона продолжить общение и создать женский клуб. Спустя некоторое время пришло решение о создании музея горских евреев, названного теплым домашним словом «Очаг». Музей создан на энтузиазме женщин, искренне желающих сохранить и передать потомкам культуру и замечательные традиции своего народа. Мы ходили по домам и собирали старинные вещи, фотографии, книги, национальную одежду и домашнюю утварь. Некоторые экспонаты приходилось покупать за собственные деньги. Работа клуба все-таки держится только на одном энтузиазме наших женщин-активисток, это Ирина Фараджева, Екатерина Мишиева, Хана Рабаева, Лидия Мардахаева, Галина Юхананова и др. Часто приходит к нам супруга раби Овадия Исакова Хая-Мирьям, она читает лекции по еврейским традициям.
- Ваш музей за восемь лет приобрел новое место, что изменилось с переездом на новое место?
- Во-первых, мы не переживаем за свой музей, знаем, что он работает, его посещают все, кто приходит в синагогу. Люди приносят экспонаты. Иногда прихожу и сразу замечаю, что есть что-то новое. Порой кто-то мне говорит, что передал музею, а часто мы и не знаем, кто принес интересную вещь. Пусть это самые обычные вещи, но в доме уже не нужны, а для истории представляют интерес. Это очень приятно, ведь мы достигли цели: есть место, есть уголок, где можно сохранить частичку нашего прошлого. Музей живет своей жизнью, развивается.
- Ирина, расскажи, пожалуйста, в каком ритме действует община евреев Дербента и кто возглавляет её.
- Общину евреев Дербента возглавляет молодой человек - Барух Илишаев. Он прекрасно справляется, всегда идет навстречу всем начинаниям, соблюдает сам все традиции. Дербентская община - самая многочисленная община в Дагестане. Община сплачивалась с годами. Все стараются поддерживать друг друга. Много проходит Бар-мицв, Бат-мицв. Женихов и невест достаточно, но свадьбы играют реже, чем хотелось бы. Молодые и родители очень взвешенно подходят к вопросу женитьбы. На мой взгляд, эта проблема всех общин. Если, к сожалению, умрет один из членов общины, то на мобильные телефоны посылаются СМСки. Но и здесь мужчины проявляют свое отношение к нам, женщинам: они рассылаются только мужчинам.
- Как мне известно, вы сотрудничаете с женской организацией "Кешер" и вас регулярно приглашают на конференции и семинары.
- Да. Эта организация нас поддерживала морально с первых дней нашей работы. Мы ездили на лидерские семинары. Женщины, у кого есть дочери, были на семинарах «Дочки-матери». Работали также вместе по программе «Противостояние торговле людьми».
- Ты одна из ведущих журналистов горско-еврейских СМИ, что ты можешь сказать о наших печатных изданиях?
- Сейчас начался информационный бум. Все пишут, открывают новые сайты, интересуются своими корнями. Это хорошо. Мне кажется, что это похоже на то, когда в реке долго стоит вода, а потом открывают шлюзы. То же самое происходит и с нами. Случайное, принесенное ветром, - уйдет, уплывет. То, что серьезное, настоящее - будет жить.
- На протяжении пяти лет ты собираешь материал о горско-еврейских воинах ВОВ, готова ли эта книга к изданию?
- Я думаю, что ты читала статью на сайте СТМЭГИ о том, что рукопись книги «Евреи Дербента в ВОВ» выиграла в конкурсе «История еврейских общин», объявленном известным издательством иудаики «Сэфер». В ближайшее время я должна получить грант на издание книги. Книга к печати готова. Надеюсь, что это произойдет в скором будущем.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»