Лариса Ильдатова: В Дербенте мы жили над магазином «Счастье»
Когда-то в недавнем прошлом в древнем городе Дербенте проживала 20-тысячная община горских евреев. Следует отметить, что именно в те годы (1930-90 гг.) среди руководителей фабрик, заводов и др. предприятий преобладал высокий процент горско-еврейских представителей. Среди них – легенда того времени Семен Азарьевич Ильдатов. Этого скромной внешности, интеллигентного человека, талантливого руководителя знали не только в Дербенте, но и за его пределами. Сегодня мы в гостях у его дочери Ларисы Семеновны. С помощью виртуальной переписки мне удалось расспросить её об отце, о счастливом детстве (над магазином «Счастье»), о еврейской общине г. Кисловодска, где она проживает в настоящее время.
- Лариса, в наше время многие люди ищут сведения о своей родословной. Ты родилась в семье известного в Дербенте руководителя и потомка рода Ханукаевых-Дадашевых. Что тебе известно о своих предках?
- Я родилась в Дербенте, в доме по улице имени Пушкина 31 (угловой дом). Этот дом принадлежал моему прадедушке Асафу Садык Дадашеву (отцу бабушки Тамары). Его жена Норундж – Гегей из известного рода Ханукаевых, они родители трех дочерей: Тамары, Пурим и Шушанны. Муж бабушки Тамары – Азарьё тоже из известного рода, его отец Абрам (Мани) Ильдатов (родом из Кайтага) был богатым человеком – Купцом Второй гильдии. А мать дедушки - Мирьям Ашурова, мать семерых детей скончалась рано, совсем молодой. Она доводилась родной сестрой, ставшего впоследствии раввином Дагестана – раби Боби Ашурова. Азарьё родился в Маджалисе в 1905 г. - погиб тоже в молодом возрасте. Его супруга бабушка Тамара (1908 г.р.) в возрасте 21 лет осталась вдовой и вернулась в дом своего отца Асафа Дадашева. Две семьи родословных Дадашевы и Ханукаевы тесно связаны друг с другом, большинство из них женаты на троюродных и двоюродных родственниках. Бабушка, оставшись вдовой в 21 год, вернулась в отцовский дом и так до смерти не ушла с этого места. К нашему двору примыкал прекрасный сад, и папа в 1968 году построил от торга дом с магазинами, немного позже верхний магазин для молодоженов отобрали и сделали городской загс. Город получил его даром - на халяву. Из детства помню, что в нашем доме постоянно были люди, они приходили и к отцу, и к бабушке. Меня воспитывала бабушка Тамара Асафовна. Это была очень грамотная по тем временам женщина, коммунистка - горская еврейка. Она даже мне в университете писала работы про Ленина и Сталина.
- Детство – один из ярких периодов жизни человека. Скажи, пожалуйста, что тебе больше всего запомнилось из того периода?
- Запомнилось то, что папа постоянно был занят на работе. Он выстроил в Дербенте пять заводов и несколько десятков магазинов. И вечные проверки… Мама Александра занималась младшим братом Аркашенькой (Светлой памяти). Он с детства болел и периодически лечился в Москве, скончался 24 августа 1966 года. Я все детство провела с мальчишками по заборам и крышам. Самое страшное было - это ходить в музыкалку. Мой учитель и директор Юно Захарьяевич Авшалумов (Пусть земля ему будет пухом!) говорил, что когда я окончу школу, то от радости он будет на голове стоять. Так на выпускном вечере весь вечер пел. Это был талантливый человек - композитор и дирижер. А какой хор создал, и какие произведения мы пели, даже сейчас вспоминая - диву даешься. Почти всех, о ком сейчас пишут в настоящее время в газетах и на сайтах, я знала, практически весь Дагестан.
Интересный случай из детства - как я "сдала" папу. В те времена слово «Израиль» не произносилось. После Шестидневной войны к нам привезли домой посла Израиля в Чехословакии с семьей, чтобы показать, что есть евреи и руководители, и коммунисты, и герои. Сопровождал их наш дагестанский премьер (первый секретарь Обкома КПСС). Меня отправили временно жить к Азизу Гилядову. Места в старом доме не хватало, но думаю, чтоб меньше я рассказывала то, что не следовало говорить. И вот придя домой за вещами, уселась с гостями за стол, и посол стал расспрашивать меня, что я знаю об исторической Родине и знаю ли о том, что есть такое государство – Израиль? Ну, я автоматически выложила все, что знала. И про бабушкиных родственников, уехавших до и после революции. И про Моше Даяна, что воевал в армии Черняховского, и про всех израильских президентов, родившихся на Украине. И историю еврейского народа, которую мне потихоньку рассказывал учитель Пинхас Ильич, когда я ходила к нему заниматься физикой. Папа сразу же позвонил ему и сказал, что я сдала всю еврейскую историю "на пять". Это сейчас стали открыто всё говорить и писать, но тогда я совершенно не понимала, что подставила отца и бабушку.
- У тебя в анкете на социальных сайтах указаны три города: Дербент, Кисловодск и Умань. Значит, у тебя были родственники и на Украине?
- Город Умань – вторая родина мамы. Родители познакомились во время войны, когда папа вместе со своей частью освобождал Украину. По окончании ВОВ их перебросили на Японскую войну, но подписали пакт, и они вернулись обратно. В 1946 году папа привез маму в Дербент. Каждое лето мы отдыхали в Умани, с нами также ездили дети папиных друзей. В Дагестане жара, а в этих краях летом великолепная погода. Ну, я и там задавала жару. Сейчас, приезжая туда, только ходишь и вспоминаешь те счастливые дни из детства: прекрасный, живописный парк Софиевка и ставшая ныне знаменитой могила раби Нахмана. Оказывается, мы с Жанной занимались музыкой у его правнучки. Так что мое детство прошло там. На Рош а-Шана что творится, до 100 тысяч паломников. Встретила несколько раз многих наших горских евреев. Рядом с могилой праведника дом бабушки и дедушки.
- А в город Кисловодск ты попала после окончания института?
- Я окончила Дагестанский Государственный Университет, факультет иностранных языков и зарубежной литературы. В 1974 году вышла замуж и уехала жить в Кисловодск, где поступила на работу в медицинское училище. Преподавала латынь и французский язык до 1993 г. Двадцать лет отработала в медучилище зав. кафедрой латинского языка и иностранных языков. У меня двое сыновей. Старший Аркадий проживает в США, в штате Нью-Джерси. А Игорь работает в Москве в системе железнодорожного сервиса.
- Как мне известно, ты работала директором Хеседа…
- В 1999 г. наш раввин Шертиль Шалумов попросил меня собрать нашу горско-еврейскую общину. За два месяца я собрала свыше 300 человек, среди которых были люди разных специальностей: врачи, музыканты, учителя и т.д. Так образовался Хесед. Собирались вместе два года у меня дома. Затем фонд «Джойнт-Исраэль» выделил незначительную сумму, которая едва покрывала сумму на аренду помещения. Вскоре мы создали патронажную службу и программу «Супермаркет». А в январе 2000 года меня направили на учебу в Санкт-Петербург, в институт имени Розенвальда, по программе «Директор благотворительного фонда». Нам читали лекции, в основном израильтяне и профессура Питера. Собрали представителей всех бывших республик Советского Союза. Я защищала свой диплом по теме «Ассимиляция горских евреев на Кавминводах». А по окончании, в июне 2002 года, меня назначили исполнительным директором «Хесед Бен-Цион» в Пятигорске, куда входили: Ставропольский край, Чечня, Карачаево-Черкесия и Моздок. За время работы в этой должности я выиграла два гранта: по наводнению – в 2002 г. и по беженцам - в 2004 г. Мы реализовали и задействовали много детских программ. Ушла в 2005 году, когда все работники Хеседа устроили забастовку против методов израильтян, но это уже другая история...
- А что ты можешь рассказать об общине горских евреев Кисловодска?
- Горско-еврейской общины как таковой в Кисловодске нет, она у нас общая и состоит из евреев горских, грузинских, европейских, бухарских и геров. В нашем городе в настоящее время осталось мало евреев. Все разъехались, кто за рубеж, кто в Москву, а многие ушли в мир иной.
- Лариса, я заметила, что ты тоже являешься активным участником и пользователем нашего сайта stmegi.com. Что ты можешь пожелать сайту и нашей команде?
- Сайту и Фонду СТМЭГИ хочу пожелать процветания, интересных материалов, встреч с прекрасными людьми и всех земных благ!
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»