|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Дело Розенбергов: Этель шпионажем не занималась

Дело Розенбергов: Этель шпионажем не занималась
Юлиус и Этель Розенберг, разделенные решеткой, выходят из здания суда США после того, как присяжные признали их виновными в шпионаже в пользу Советского Союза, 1951 г.

Один из ведущих дешифровальщиков США, занимавшийся расшифровкой секретных советских сообщений эпохи холодной войны, пришел к выводу, что Этель Розенберг знала о деятельности своего мужа, но «сама не занималась шпионажем, что должно привести к ее оправданию в знаменитом деле 50-х годов о ядерном шпионаже, сообщает Times of Israel.

Ранее не публиковавшаяся записка, написанная через несколько дней после ареста Розенберг и попавшая в руки The Associated Press, добавляет вопросов к уголовному делу против Розенберг, которая вместе со своим мужем Юлиусом была казнена в 1953 году, когда была признана виновной в сговоре с целью кражи секретов атомной бомбы для Советского Союза.

Супруги до конца отстаивали свою невиновность, а их сыновья, Роберт и Майкл Мирополы, на протяжении нескольких десятилетий пытались доказать, что их мать была ложно обвинена в шпионаже. Братья призывают президента США Джо Байдена выпустить официальное заявление о том, что Этель была несправедливо осуждена и казнена.

Сомнений в том, что Юлиус Розенберг был советским шпионом, ни у кого никогда и не было. Но вопросы о роли Этель Розенберг не утихают уже много лет: некоторые историки встают на сторону Мирополов и утверждают, что она не играла никакой роли в шпионской деятельности мужа, другие же утверждают, что такие доказательства есть.

Мередит Гарднер, лингвист и специалист по кодовым взломам, работавший в Агентстве национальной безопасности, изучил расшифрованные советские сообщения, из которых следует, что Этель Розенберг знала о шпионской деятельности Юлиуса, «но из-за болезни сама не участвовала в этой работе».

Этель Розенберг предстала перед судом вместе со своим мужем через несколько месяцев после написания записки Гарднера, которая, по мнению Мирополов, была доступной для сотрудников ФБР и Министерства юстиции, занимавшихся расследованием этого дела.

AP16336550026526-e1625928250565.jpg
Слева направо: заместитель федерального маршала Гарри Маккейб, Юлиус и Этель Розенберги и заместитель федерального маршала Энтони Х. Павоне, Нью-Йорк, 8 марта 1951 г.

 «Таким образом, и КГБ, и АНБ в итоге согласились с тем, что Этель не была шпионкой, — сказал Роберт Миропол в интервью. — Мы имеем ситуацию, в которой мать двоих маленьких детей была казнена как мастер атомного шпионажа, хотя она вовсе не вела никакой разведывательной деятельности».

Мирополи недавно получили записку АНБ от 22 августа 1950 года по запросу на основании Закона о свободе информации и предоставили его AP.

«Мне кажется, этот документ, сопоставляющий работу отца с тем, что она не делала, расставляет все точки над i», — сказал Майкл Миропол.

Документ был написан через неделю с небольшим после ареста Этель Розенберг (ее муж был арестован месяцем ранее) — чтобы обобщить все, что было известно о советской шпионской группе, действовавшей в США в разгар холодной войны и связанной с разработкой атомной бомбы.

Юлиус Розенберг, работавший инженером-строителем, упоминается в документе под советскими кодовыми именами: сначала «Антенна», а затем «Либерал» — и характеризуется как агент по вербовке советской разведки.

В отдельном абзаце, озаглавленном «Миссис Джулиус Розенберг», Гарднер описывает расшифрованное сообщение, в котором говорится, что Этель Розенберг была «членом партии» и «преданной женой», которая знала о работе своего мужа, но не принимала в ней участия.

Харви Клер, ныне вышедший на пенсию историк из Университета Эмори, заявил на этой неделе, что, несмотря на меморандум, его позиция заключается в том, что Этель Розенберг участвовала в деятельности мужа, даже если она сама не шпионила и не имела доступа к секретной информации: «Этель могла и не быть шпионом — то есть не передавать секретную информацию, но она была активным участником шпионской сети своего мужа, а не просто человеком, который случайно соглашался с ним в вопросах политики», — писал Клер в статье для журнала Mosaic Magazine в 2021 году.

Другой историк, Марк Крамер из Гарвардского университета, заявил на этой неделе, что интерпретация советского сообщения спорна и что в любом случае другие документы содержат «убийственные доказательства» причастности Этель Розенберг к шпионажу и ее участия в выполнении заданий, «даже если она не принимала непосредственного участия в том, что делал Юлиус».

Мирополы категорически оспаривают эту точку зрения. По их мнению, все факты говорят о том, что Москва никогда не рассматривала их мать в качестве агента и что она не играла никакой роли в вербовке шпионов или содействии разведывательной деятельности мужа.

AP242545069475041-e1725985897297.jpg
Этель Розенберг

Записка — это последняя информация, которая, по словам сторонников Этель Розенберг, ставит под сомнение ее уголовное осуждение и общественное мнение о ней. Например, ранее расшифрованные советские телеграммы показали, что ей, в отличие от ее мужа, не было присвоено кодовое имя, а в отдельной записке Гарднер говорилось, что Этель Розенберг «не работала».

В телевизионном интервью 2001 года брат Этель Розенберг, Дэвид Грингласс, признал, что солгал на суде о своей сестре, чтобы добиться снисхождения для себя и оградить от тюрьмы жену, чтобы она могла заботиться об их двоих детях. Будучи сочувствующим коммунистам, он был обвинен как соучастник и отсидел 10 лет.

В 2015 году были обнародованы секретные показания Грингласса, которые противоречат порочащим показаниям, сделанным им во время суда над Розенбергами, что помогло добиться их осуждения.

На суде Грингласс утверждал, что передал Розенбергам исследовательские данные, полученные им во время работы армейским машинистом в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, штаб-квартире Манхэттенского проекта, где было создано первое атомное оружие. Он также рассказал, что видел, как его сестра пользовалась в своей квартире портативной пишущей машинкой в квартире, чтобы перепечатать рукописные записки для передачи в Москву. Но в своих показаниях, которые судья огласил после смерти Грингласса в 2014 году в ответ на просьбу историков и архивистов, он никогда не обвинял свою сестру.

Грингласс рассказал присяжным, что Юлиус Розенберг настаивал, чтобы он продолжал службу в армии и «давал ему информацию». Но когда Грингласса спросили, была ли его сестра столь же настойчива, он ответил: «Я уже говорил и повторю еще раз, честно говоря, это факт: я вообще никогда не говорил с сестрой об этом».

Мирополы считают, что обнародованная записка почти наверняка достигла бы высоких чинов ФБР, учитывая, что Гарднер, ее автор, тесно сотрудничала с агентом ФБР, известным тем, что передавал информацию, раскрытую аналитиком АНБ. По их словам, эта информация могла повлиять на рекомендацию тогдашнего директора ФБР Дж. Эдгара Гувера не выносить Этель Розенберг смертный приговор.

Роберт Миропол, 77 лет, говорит, что публикация записки — это итог десятилетних усилий по восстановлению репутации его матери. Будучи маленькими детьми, братья посетили Белый дом в 1953 году в неудачной попытке убедить тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра предотвратить казнь их родителей. Позже они были усыновлены.

AP16336615988702-e1725986250476.jpg
Майкл (слева) и Роберт Мирополы, сыновья Этель Розенберг, позируют, как на старой фотографии, перед тем как передать письмо президенту Бараку Обаме в попытке добиться оправдания своей матери, перед Белым домом, 1 декабря 2016 г.

В 2016 году они ссылались на недавно опубликованные показания большого жюри, пытаясь убедить президента Барака Обаму оправдать их мать.

«Я испытываю невероятное облегчение от того, что все это вышло в свет, пока я еще жив, потому что долгое время я не думал, что доживу до этого момента», — сказал он.

Похожие статьи