Древний город Дербент с его удивительной историей во все времена привлекал к себе историков и туристов. По преданию, первые евреи поселились здесь еще во время строительства крепости Нарын-кала. Они выделялись среди прибывших из Персии людей своей приверженностью к иудаизму – и кто знает, что пришлось испытать им в те далекие времена…
О еврейской общине Дербента написано немало статей, сняты документальные фильмы. Но всё же каждый раз, когда мне выпадает возможность посетить родной город, я узнаю всё больше и больше интересных подробностей о жизни евреев в древнем городе. И в этот раз мне помог пройтись по историческим вехам секретарь правления синагоги «Келе-Нумаз» Петр Моисеевич Малинский. И первое же, что он поведал, стало для меня новостью. Оказывается, до революции в Дербенте европейские евреи преобладали по численности по сравнению с горскими евреями.
– Мои предки поселились в Дербенте в 1869 году, – рассказывает Петр Моисеевич. – До Первой мировой войны моя бабушка владела первым кинотеатром по улице имени Канделаки (сейчас в этом здании спортивная школа). В те годы только начинались показы немого кино, и она открыла кинотеатр, который пользовался среди дербентцев огромной популярностью.
Пройдясь по просторам Интернета, я нашла несколько занимательных ссылок по данной теме:
* Евреи жили в городе с самого основания – очевидно, специально переселенные в Дагестан персами в качестве военных колонистов. Уже в Талмуде упоминается раввин и аморай из Дербента – Шимон Сафра;
* Ибн-Хаукал (около 976−977 гг.) говорит, что когда русские опустошили хазарский город Самандар, его жители вместе с жителями Итиля бежали в Дербент;
* Еврейский путешественник XII века Веньямин Тудельский писал о евреях Дербента, находившихся под юрисдикцией экзиларха;
* Голландский монах Вильгельм Рубруквис в 1254 году писал, что вся местность вокруг Дербента густо заселена евреями;
* В городе нашли прибежище евреи, спасшиеся от гибели и плена при нападении в 1797 года (или в 1799-м) казикумухцев (лакцев) под предводительством Сурхай-хана на соседнее с Дербентом главное еврейское поселение Аба-Сава в Еврейской долине (Джухуд-ката);
*Среди раввинов Дербента славились ученостью Элияху бен Мишаэль Мизрахи (1781−1848), Ицхак бен Яаков Мизрахи (1795−1877) и его сын Яаков Ицхакович-Ицхаки (1848−1917), который в 1870-х установил связи с еврейскими учеными Санкт-Петербурга, а в 1907 году поселился в Эрец-Исраэль.
Петр Моисеевич показал мне увесистую папку, где собрана информация по истории еврейской общины Дербента. «Не мешало бы издать книгу по этим записям», – подумала я. Мне позволили несколько дней поработать в служебном кабинете синагоги «Келе-Нумаз», чтобы ознакомиться с этими записями, по которым я и решилась написать статью.
С начала XIX века Дербент считался одним из крупных духовных центров евреев Кавказа. На 1860 год в городе действовали три синагоги, в одной из которых служил шойхетом европейский еврей из Астрахани. В те годы город стали заселять европейские евреи, получившие право жить в черте оседлости.
В 1894 году в древнем городе действовали пять синагог, и в 1902-м одна из них принадлежала европейским евреям.
В те годы в городе был создан сионистский кружок «Бней-Цион» и основана синагога под названием «Шаарей Цион» с целью ведения сионистской пропаганды и привлечения средств для покупки в Эрец-Исраэль земель для горско-еврейской общины.
В 1904 году открылись Горское еврейское училище и еврейский театр. На 1914 год в городе действовали шесть синагог, еврейские школы и реальное училище. Но, к сожалению, здания почти всех синагог не соответствовали своему предназначению из-за тесноты и ветхости и были совершено непригодны для проведения религиозных служб. Помощь общине оказали пятеро братьев из семьи Ханукаевых – купцы второй гильдии. На свои средства они построили и подарили соплеменникам прекрасную синагогу площадью 500 кв. метров, на месте которой в настоящее время действует новая отреставрированная синагога и еврейский центр «Келе-Нумаз».
Во время Гражданской войны 15 июня 1917 года в Дербенте состоялся Всекавказский съезд горских евреев. В 1921 году Н.Ш. Сосонкин основал и возглавил хедер для горских евреев. А в 1928-м любавический хасид Симха Городецкий организовал группу «Талмуд – Тора» из 360 горских евреев.
Советская власть пришла в Дагестан в 1921 году. С ее приходом начались репрессии и стали закрываться молельные дома. Если после 1915 года в городе насчитывалось 11 синагог, то к 1931-му их количество сократилось до семи. Со временем закрылись и они, сохранилась лишь синагога «Келе-Нумаз» по улице Келе-куче (ныне имени Таги-Заде).
Во времена коллективизации, в 1933 году, в Дербентском районе существовало 20 еврейских колхозов. А до начала Великой Отечественной войны в городе работали еврейские: две неполные средние школы, отделение педагогического училища, отделение коврового техникума, клубы и ликбезы. С 1928 по 1941 год издавалась еврейская газета. По воспоминаниям старожилов, в довоенные годы синагогу по будням посещало до 100 человек, в шабат – до 500, а в праздничные дни – около 2000 человек.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»