В Махачкале почтили память Анатолия Ягудаева

11 марта 2015 года талантливому дагестанскому скульптору Анатолию Ягудаеву должно было исполниться 80 лет. Он планировал персональную выставку, издание полного каталога работ и надеялся, что наконец-то найдутся средства для восстановления памятной каждому махачкалинцу скульптуры девочки с цветами, что стояла на пересечении улиц Горького и Маркова. В 1970-х мастер подарил ее городу, а в 1990-х бронзовая фигурка, воплощение нежности и улыбки, была спилена и продана как цветной металл.
В октябре 2014 Анатолия Михайловича Ягудаева не стало. И в день его рождения в галерее «Вагидат» по предложению директора галереи Вагидат Шамадаевой и директора художественной галереи современного искусства «Первая галерея» Джамили Дагировой собрались те, кто знал и любил этого удивительного художника и необыкновенного человека.
Коллеги, друзья, вдова Анатолия Михайловича и его дочь Майя (с которой он и лепил знаменитую свою «Девочку»), искусствоведы, художники, журналисты, фотографы и люди, которые хотя бы в общих чертах представляли, чего лишилось дагестанское искусство и сам Дагестан с уходом Ягудаева, встретились, чтобы еще раз вспомнить и поговорить о нем. Всех этих людей объединило одно – горечь утраты.
На большом экране сменяли друг друга кадры фильма «В мастерской у Анатолия Ягудаева», который художник Мурад Халилов снял в последний год жизни мастера. Анатолий Михайлович, заслуженный художник России, живое воплощение души Махачкалы смеялся, жестикулировал, курил сигарету одну за другой, и даже виртуальное его присутствие отменяло официальные речи и траурные лица. На стенах висели фотографии, сделанные разными фотохудожниками в разное время: вот Ягудаев хмурится, здесь – ехидно улыбается, грозит пальцем и смеется, и самая ранящая – Ягудаев, застывший в кресле, бросивший руки на колени, уставший, будто бы опустошенный. И всюду стояли его работы: какие-то принесли из фондов Союза художников, какие-то – из частных коллекций.
Люди сидели кто где, на креслах, стульях, прямо на коврах, скрестив ноги по-турецки, и говорили также неформально, порой перебивая друг друга, от души, о чем хотелось, как диктует сердце. И постепенно мэтра, заслуженного-презаслуженного художника А.М. Ягудаева, автора знаменитого памятника Шамилю, увезенного восторженными американцами в город Спокан, вытеснил хулиганистый, резкий, как махачкалинский ветер, насмешливый, влюбленный и отчаянно молодой Толик, дядьТоля, Анатольмихалыч. Бескомпромиссный, прямой, бесконечно нежный и бесконечно талантливый человек, когда-то сказавший в интервью: «Бог вылепил Адама из глины. Я тоже леплю из глины. Значит, я – Б-г!»
Соглашаться с этим утверждением или нет – каждый решит сам, но то, что человек был талантливый, независимый в суждениях и неординарный, это бесспорно!


Автор:
Похожие статьи