Соня Капиева: моя жизнь с детства была связана с Махачкалинской синагогой

Есть такие люди – яркие личности, они своим жизненным примером оставляют добрый след в истории своего народа. Наша дорогая тетя Соня – так называли эту женщину бывшие махачкалинцы – горские евреи. И где бы они ни жили в настоящее время, они с теплотой вспоминают энергичную симпатичную горянку с интересной судьбой.
Дети войны. В настоящее время почти все они считаются участниками Второй мировой войны. Соня Капиева одна из них. Она родилась в Дагестане и, будучи еще подростком, участвовала в обороне Кавказа, почти год 16-летней девочкой работала вместе со сверстниками на рытье окопов в пригороде Махачкалы.
Но интересен не только этот период ее жизни, но и вся ее жизнь, которая прошла в тесной связи с синагогой Махачкалы. Недавно я побывала у нее в гостях в городе Хадере. Рассказывая о себе, она продемонстрировала мне не только черно-белые фотографии, десятки почетных грамот, наград и орденов, но и газеты, в которых в разные годы публиковались статьи о ней. Беседа с Соней Капиевой оказалась интересной и познавательной, и мы даже не заметили, как прошло три с половиной часа.

– Уважаемая Соня, ваше детство пришлось на довоенное время, расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось из того времени?
– Я родилась в 1926 году в городе Порт-Петровске (ныне Махачкала) в семье раби Ильев бен Хануко. Моя девичья фамилия Абрамова, а имя, которым нарекли при рождении, – Шунамит. Мои предки жили в селении Ашага-Араг Касумкентского района. Отец раби Боби – Исуф Ашуров из селения Маджалис – учился у моего дедушки раби Хануко и получил у него дестур раби. Он женил своего сына Равино на арагской девушке Моз. Она родила ему одного сына и четырех дочерей. Равино вместе со своим братом погиб на войне.
В 1932 году отец привел меня в религиозную школу при синагоге, где я проучилась два года. Однажды наш учитель раби Ливи Нафталиев за какую-то провинность ударил меня по руке указкой, от боли я заплакала и убежала домой. Он после этого случая приходил к нам домой и просил отца, чтобы я вернулась. Но я не смогла простить учителю и больше не стала ходить на занятия в синагогу. Продолжила учебу в средней школе № 2, а по окончании семи классов поступила в Буйнакский торговый техникум.

– Вы родились в семье раввина, значит, ваша семья, несмотря на запреты советской власти, соблюдала еврейские традиции…
– Наша семья считалась «рабаним»: мой прадед, дед, отец и их братья – все читали Сефер Тора в синагоге и были уважаемыми людьми. Помню, когда я была маленькой девочкой, папа водил меня в синагогу – и мне очень нравилось слушать молитвы. Самые интересные воспоминания детства – это когда в синагогу приходила молодая пара, вступающая в брак. Они готовились к предстоящей свадьбе, посещали микву. Сначала приходил жених с друзьями, а затем невеста с подружками. И в этот же день в синагоге раввин проводил им Хупу.
В Махачкале в те годы были две синагоги. Горско-еврейская синагога располагалась по улице Маркова, дом 62. При ней действовала школа для мальчиков и девочек, где в старших классах преподавал Абрамов раби Ерухам бен раби Хануко (мой дядя), а в младших – Натанов раби Ливи бен Нетен.
Вторая синагога находилась на улице М. Дахадаева, дом 25, и называлась ашкеназской, потому что ее посещали в основном европейские евреи.

– Вам исполнилось 15 лет, когда началась война. Как мне известно, в первые годы войны молодежь забирали на вспомогательные работы – на рытье окопов…
– Зимой 3 января 1942 года, когда мне исполнилось 16 лет, к нам домой пришли из военкомата и забрали меня на оборонительные работы. Там я проработала почти год. С утра мы рыли окопы, а вечером работали в прачечной, стирали военным белье. Рыть окопы зимой было очень трудно – промерзшая земля, холод и ветер. Но страх ощутили в один из дней, когда во время работы над нами пролетел вражеский самолет и стал нас обстреливать.
Через год, в 1943-м, меня выдали замуж, мой муж наполовину по матери – горский еврей, а по отцу – лакец. Его отец доводился родным братом известному дагестанскому писателю Эфенди Капиеву. С 1946 по 1981 год я работала в горторге Дагпотребсоюза, за время работы неоднократно награждалась почетными грамотами и значками.

– Работать в синагоге вы начали после выхода на пенсию?
– Через год после того как я как вышла на пенсию, к нам домой пришли представители Махачкалинской синагоги во главе с ее председателем Шими Дибияевым, раби Боби Ашуровым и Рахманом Юнаевым. Они предложили мне работу при синагоге, предлагали зарплату, я согласилась работать, но от денег отказалась. С первых же дней меня избрали членом правления Иудейского религиозного общества города Махачкалы, председателем ревизионной комиссии синагоги и председателем женсовета. Так с 1981 года на протяжении 20 лет я работала при синагоге. Мы участвовали во всех культурных мероприятиях – на горско-еврейских майданах и праздничных концертах. В 1990-х, когда евреи стали уезжать в Израиль, мы поддерживали всех, кто обращался в синагогу за помощью. В последние годы до отъезда в Израиль бывали случаи, когда во время похорон семья, которую постигло горе, не могла даже собрать 10 евреев на миньян. Мы помогали им, я шила «эхироти» для покойника, делала «гирие».
В 1994 году я принимала участие во встрече, посвященной первому визиту в Россию премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Она проходила в Московской хоральной синагоге на улице Архипова.

– Вы были востребованной в Дагестане, а как здесь в Израиле, участвуете ли в общественной жизни Хадеры?
– С первых дней в Израиле я принимаю участие во всех мероприятиях кавказского культурного центра. Посещаю клуб, входила в десятку правления общины горских евреев Хадеры. Также участвую в ежегодных мероприятиях, посвященные Дню Победы над фашизмом, где нас награждают орденами и благодарственными поздравлениями. Я считаю себя счастливым человеком, у меня двое детей, 16 внуков и два правнука и много друзей!

На прощание тетя Соня дала мне список раввинов, которые с 1930 по 2001 год служили в Махачкалинской синагоге:
Боби бен Исуф, Ерухом бен раби Хануко, Худодот бен Исуф, Гуршум бен раби Исог бокуи, Исроил бен Мушоил, Ливи бен Нетен, Гамей бен Исраил, Эвие бен Иханон, Яшагие бен Рувин, Иев бен Офтум, Мететие бен Нувах, Ильев бен раби Хануко, Ифтах бен раби Эведие, Оврохом бен Нахум, Донил бен Гильод, Зоволу бен раби Ильеву, Агиво бен Давид, Исуф бен раби Донил, Михир бен Нисим, Хаим бен Ульмес, Алхос бен Шемей, Михир бен раби Яангиль, Менашир бен Шемей, Ифиил бен Ошир губеи, Ильеву бен Зоволу, Бинеми бен раби Эвидие, Хонух бен Авдалим, Юно бен Бесендил, Иханон бен Зокой Уриил, Одом бен Мухоиил.

Автор:
Похожие статьи