За длительную историю своего проживания на Кавказе наш древний народ подарил миру многих талантливых сыновей и дочерей, чьи имена стали легендами и чьи судьбы навсегда оказались связаны с этой землей. Биография одного из них – горского еврея Шамиля Навахова – заслуживает особого внимания. Многие годы этот человек прославлял родной Кавказ, дарил окружающим красоту народного искусства. Потрясающий гармонист и танцор, которому 1 мая 2015 года исполнилось бы 95 лет, всю жизнь радовал зрителя своим творчеством.
Он родился в селении Аксай Хасавюртовского района в семье зажиточного крестьянина Асоиля Навахова и Тино Давыдовой, растивших восьмерых детей. В 1930-е, в годы коллективизации, волна разрухи и голода прокатилась по всей огромной советской стране. Как и многих в то тревожное время, Асоиля раскулачили, и многодетная семья переехала в Дербент.
Дядя Шамиля – большой любитель музыки и танца – собрал своих племянников в семейный ансамбль, и скоро о нем заговорила вся округа. С раннего детства Шамиль проявлял интерес к музыке. Шими, как его называли близкие, обладал хорошим музыкальным слухом и прекрасной музыкальной памятью. Окончив семилетку, Шамиль устроился танцором в ансамбле «Песни и танцев Дагестана», где его старший брат Залмон играл на гармони.
Как исполнителей народной музыки и танцев братьев приглашали на различные смотры, конкурсы и фестивали. В составе самодеятельного юношеского ансамбля они неоднократно выезжали в Москву, давали концерты в Кремле. После одного из таких выступлений Шамиля прозвали горным орлом Кавказа, и за лучшее исполнение сольного танцевального номера он получил самую дорогую свою награду – именные часы от Сталина.
Юный танцор-самоучка с успехом выступал по городам Кавказа – в Грозном, Орджоникидзе, Нальчике, где не только танцевал, но и исполнял на гармони национальные мелодии. Шамиль Навахов мастерски исполнял дагестанскую лезгинку, которую подбирал под каждого танцора – исполнителя сольной «танцевальной джигитовки». Он исполнял не только дагестанские мелодии, но и чеченские, осетинские, кабардинские, азербайджанские музыкальные произведения, которые слушатели неизменно встречали на бис.
С творчеством одаренного юноши познакомились многие тысячи зрителей, его игру оценили и специалисты. В 17 лет Шамиля приглашают в известный ансамбль Моисеева, где его многогранный талант получает профессиональную подпитку и творческий импульс. Через два года он уезжает в Ленинград и работает в кинотеатрах, представляя танцевальные номера перед началом фильмов. Незадолго до войны танцует в грузинском ансамбле, а затем по приглашению известной Тамары-ханум Рахимовой переезжает в Узбекистан для работы в областной филармонии, в фольклорном этнографическом ансамбле песни и танца «Лазги».
Когда началась Великая Отечественная война, Навахова включили в состав одной из фронтовых агитационных бригад, формировавшейся в Ташкенте. Их коллектив под руководством известного деятеля культуры Узбекистана С. Азизова неоднократно выезжал на фронт. В грамоте, выданной командиром одной из частей, где выступали артисты, записано: «За время пребывания бригады в нашей армии ею было дано 19 концертов для бойцов, сержантов, офицеров и генералов. Выступление артистов, не жалевших своих сил, укрепляло боевой дух военнослужащих. Шамиль Навахов своими танцами зажигал и вдохновлял бойцов на подвиг. За высокое художественное мастерство руководство армии объявило артистам благодарность».
Р. Курбанова, член агитбригады и партнерша Навахова по выступлениям, вспоминает: «Шамиль был в нашей бригаде единственным танцором, который исполнял дагестанскую лезгинку, азербайджанские, хорезскийские, уйгурские танцы. Солдатскую любовь он завоевывал сразу, и часто воины пускались вместе с ним в пляс, когда он исполнял очередной танец. Любили его и за то, что, если нужно было, Шамиль, обрывал танец и становился подносчиком снарядов». Можно представить, какие чувства охватывали бойцов с Кавказа, когда они видели искрометную лезгинку в исполнении своего земляка!
После войны Шамиль Навахов вернулся в Дагестан. «Когда встречали на вокзале фронтовиков, – вспоминали о нем друзья, – кто с чем, а Навахов шел с гармонью». В Махачкале он работал с Танхо Израиловым в ансамбле «Лезгинка» и гастролировал по городам СССР. Вместе с женой Сельфит и двумя детьми в 1961 году он переехал в Буйнакск, куда был переведен Министерством культуры республики для возрождения народной самодеятельности и создания условий для развития самобытного творчества Дагестана. Организовав музыкальные кружки в городском Доме культуры, он обучал молодежь музыке и одновременно работал художественным руководителем в педагогическом училище. При его непосредственном участии было создано более 40 художественных коллективов в городах и селах республики.
Затем, в 1975-м, он с семьей переехал в Махачкалу для работы в детском ансамбле Шалуми Матаева «Счастливое детство» и стал там руководить художественной самодеятельностью студенческой группы Политехнического института.
Навахов сочинял танцевальную музыку, впитавшую в себя всю красоту родного края, умело сочетая в ней самобытность и приверженность национальным традициям. Написанные им за многие годы авторские произведения – «Плач Израиля», большое количество оригинальных аранжировок, музыкальных наигрышей и танцевальных мелодий – являются сокровищами музыкального наследия и хранятся в музейном фонде Дагестана.
Шамиль Асоилович Навахов ушел из жизни в возрасте 61 года. За время своей творческой деятельности он удостоился множества почетных грамот и правительственных наград, ему были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженного работника культуры Дагестана, заслуженного артиста Чеченской республики, заслуженного артиста Кабарды, также он был награжден юбилейными медалями и орденами за участие в Великой Отечественной войне.
«Отец был отзывчивым и жизнерадостным человеком, свободно владел языками народов Кавказа, играл на ударных и струнных инструментах, но любимой была гармонь, – вспоминала дочь Алла. – Он пользовался в народе большим уважением и любовью, и поэтому его часто приглашали с выступлениями на телевидение и на свадьбы. Отец был непревзойденным гармонистом, и только он умел первой россыпью аккордов завести публику, ему невозможно подражать. Он играл так, словно это получалось само собой… наверно, потому, что музыка лилась из глубины его души. Выходя на сцену, он озарял зал незабываемой улыбкой и восхищал зрителей блестящим виртуозным исполнением мелодий народных танцев и песен, которое еще долго будет покорять наши сердца».
P.S. Автор статьи благодарит Аллу и Митю Наваховых за предоставленный материал и памятные фотографии из семейного альбома.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»