Художник Мушаил Мушаилов

       Родился в 1941 году в г. Дербенте. Окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года» в 1967 г. Окончил Московскую академию художеств - Художественный институт им. Сурикова в 1973 г. Член союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств Дагестана, Лауреат государственной премии СССР, Член Союза художников Израиля. Проживал в последние годы в Москве, работал преподавателем рисунка, живописи и композиции в училище «Памяти 1905 года» и в Художественном институте им. Сурикова, в стенах которого он некогда учился сам. Умер в 2007 году.
      После смерти близкого человека начинают оживать все те предметы, которые прямо или косвенно принадлежали ему. Они продолжают жить своею жизнью, напоминая нам о событиях тех дней, в которых он жил, и которые не повторятся уже никогда. Они продолжают жить, отдавая нам своё тепло, аккумулируют нас, вселяя новые физические и духовные силы. Я часто перечитываю нашу почтовую переписку разного периода. Уже будучи в Канаде, а Мушаил жил тогда в Москве, он пишет: «Асафчик, я часто вспоминаю, какую суматоху ты устроил в Суриковском институте во время занятий, да и не я один».
      А было все так. В 7-ом классе весь наш класс был приглашен на новогоднюю ёлку в Москву дружественным 7-м классом 105-й школы. В Москве Мушаил отыскал меня и отпросил у классного руководителя, и мы поехали к нему в институт. Шли занятия. В мастерской - тишина. У окна сидит натурщик, по всей видимости, северной национальности, все увлечённо работают. Мне надоело сидеть и ждать Мушаила. Я достал кларнет (его я привёз с собой по настоянию классного руководителя) и заиграл гаммы. Из соседней мастерской выбежали два кавказца. - Братишка, давай лезгинку! - кричали они. Один из них перевернул стул, превращая его в барабан, стал отбивать ритм лезгинки. Я разошелся. Через несколько минут из мастерских повыскакивали студенты и пустились в пляс. Плясали все, кто может и не может. Мушаил жестами останавливал меня, а потом сам с однокурсницей пустился в пляс. Танцевали даже титулованные художники, педагоги - старички. 
      У меня висят два пейзажика материнского дворика с садом, которые он написал перед моим отъездом. Глядя на них, возникает чувство, которое понятно только сердцу.
      Тему войны он переживал по-своему. На его холстах не было грохочущих пушек, несущихся танков и т.д. На них были изображены люди, проклинающие эту войну, они погружали зрителя в пространство горя и скорби (картины «Баллада о солдате» и «Чёрные шали матерей»). Эти картины принадлежат дирекции выставочных залов СССР, они были куплены этой структурой. Работая ответственным секретарём Союза художников Дагестана, Мушаил очень много помогал молодёжи, продвигал её на всесоюзные выставки, давал возможность почувствовать свои творческие силы. Его путь в творчестве - это долгий и интересный путь художника высокого искусства, не только для народа, но и для самого искусства. Понимая и видя его могучий талант, местные художники (чувствовавшие себя королями до его приезда) подкупали искусствоведов и через печать устраивали травлю на него. Но были в их среде и неподкупные, такие как Л. Шахмарданова и Н.Воронкина. В книге «Изобразительное искусство советского Дагестана» на стр. 98 Н. Воронкина пишет: «60-е годы - это период расцвета искусства молодых, которые дебютируют с серьёзными произведениями, такие как Мушаил Мушаилов, Э. Акуваев и др». В своей статье «Большая любовь к большому искусству» Любовь Васильевна Шахмарданова пишет: «Такой мастер живописи, как М.Мушаилов, давно уже стал развивать новые, грамотные и неожиданные решения, в которых ярко, наравне с академизмом, звучит таинственная символика». Кстати, она мне преподавала историю изобразительного искусства. 
       На этом я заканчиваю писать о художнике М. Мушаилове. Думаю, этого достаточно, чтобы что-то выбрать, или от чего-то оттолкнуться.


Автор:
Похожие статьи