Последний еврей Шемахы... Как грустно звучит эта фраза. Когда-то шемахинская еврейская община была многочисленной и деятельной, но люди и народы идут своей дорогой, которую трудно предугадать. Изменились времена, большинство евреев разъехались — кто в столицу, кто в Израиль, кто в Россию или куда-то еще. Как гласит старая мудрость, все течет, все изменяется.
Яшар Ханукаев — последний представитель еврейской общины Шемахы. Родился он здесь же в 1949 году. В 1956 году пошел в первый класс средней школы №1, в 1964 году поступил в профтехучилище в Баку, работал на теплоэлектростанции в Сумгаите. Затем служил в армии. Сейчас Яшар-муаллим на пенсии.
Прежде их было двое евреев: он и его брат Ханико. В 2019 году брат скончался, и с тех пор Яшар Ханукаев остался единственным евреем в Шемахы. Он одинок. Семью так и не создал, не было ни жены, ни детей. Он живет в одиночестве в отцовском доме. Время проводит с друзьями за игрой в нарды. Хотя никого из родных в живых не осталось, у него есть друзья, которые всегда рядом и готовы оказать ему помощь в нужную минуту. Поэтому, наверное, неправильно называть его одиноким. Он не одинок.
Все родные и близкие Яшара-муаллима похоронены здесь же, в Шемахы. Отец, мама, брат, дедушка, бабушка — все лежат в этой земле. Похоронены они на старом еврейском кладбище. Здешние могилы давным-давно никто не посещает. Кладбище очень большое: здесь преданы земле 20 тысяч шемахинских евреев. Эта цифра наглядно демонстрирует, как велика была еврейская община в прежние времена. И в то же время заставляет задуматься о том, что забота о старинном кладбище теперь лежит на местных властях и местных жителях. Яшар Ханукаев — единственный, кто приходит сюда почтить память мертвых. Но заботиться о всех 20 тысячах захоронений он не может.
Много лет кладбище находилось далеко не в лучшем состоянии. Оно не было огорожено, в связи с чем стало проходным двором для людей и забредающих сюда диких зверей. Представители еврейской общины Азербайджана не раз обращались к главе исполнительной власти района с просьбой огородить кладбище забором. Еврейские активисты общины во главе с Леонидом Нисановым и ныне покойным председателем горско-еврейской общины Семеном Ихииловым представили проект ограждения, но местные власти не утвердили его, хотя помогли огородить кладбище колючей проволокой. Данное заграждение было временным, так как столбы, на которых держалась колючая проволока, не были забетонированы, а были просто врыты в землю, и при желании их можно было легко снести.
Представители общины не собирались отступать и направили обращение в министерство финансов, где они также не получили поддержки. В ноябре 2011 года просьба об оказании поддержки в строительстве забора была передана Президенту Фонда СТМЭГИ Герману Захарьяеву. Осознавая всю важность сохранения исторических реликвий своего народа, Герман Рашбилович откликнулся на просьбу и согласился полностью профинансировать строительство бетонного забора. Это не просто кладбище — это памятник, объект исторического наследия горских евреев Азербайджана, и его нужно было во что бы то ни стало сохранить.
Строительство ограды началось в мае 2012 года и завершилось в сентябре того же года, к празднику Рош а-Шана. 24 сентября, в преддверии Судного дня (Йом-Кипур), делегация активистов посетила кладбище с целью приемки выполненных строительных работ. В этот же день началась очистка территории внутри и вокруг кладбища.
Сегодня ситуация на этом старом кладбище совсем иная. Оно огорожено и за его состоянием присматривает специально нанятый человек. Кладбище удалось сохранить благодаря СТМЭГИ.
Как сказал глава азербайджанского представительства Фонда горских евреев СТМЭГИ Шауль Давыдов, «Шемахы — один из центров проживания горских евреев. В свое время здесь жили тысячи евреев. И до сих пор местные жители называют улицы города, где находились дома евреев, еврейским кварталом. К сожалению, в настоящее время в Шемахы остался всего лишь один еврей. Он не знает своей родословной, потому что хотя и родился в Шемахы, долгое время находился вдали от родных».
По словам Шауля Давыдова, несколько лет назад, до возведения забора, кладбище находилось в плачевном состоянии и превратилось в источник строительных материалов. «Мы обратились к Герману Рашбиловичу Захарьяеву, он выделил средства, и мы огородили участок. Рядом с кладбищем находится дом. Владелец успел захватить часть земли, но мы вовремя спохватились и через главу Исполнительной власти отобрали снова эту территорию. Практически все евреи разъехались. Не было рабочих мест, было тяжело с работой, и большая часть евреев разъехалась. Кто в Баку, кто в Москву, кто за рубеж, в Израиль уехали. И сейчас, благодаря нашей поддержке, кладбище хотя бы в таком виде сохраняется. В свое время, когда здесь жило много евреев, мать Яшара получала помощь от хеседа. Но сейчас здесь всего один человек и тяжело доставлять продукты. Но думаю, что сейчас мы в хеседе поговорим и, возможно, откроем ему банковскую карту и будем оказывать материальную помощь. Спасибо Герману Рашбиловичу Захарьяеву и Фонду СТМЭГИ, что мы сумели сохранить это кладбище хотя бы в таком виде».
Яшар Ханукаев очень скучает по своим родителям, с которым прожил многие годы в этом доме. Вещи родителей он все еще хранит, рука не поднимается их выбросить или отдать кому-то. Привлек наше внимание сундук его бабушки, в котором все еще сложена ее одежда. Многие, наверное, имеют дома такие же сундуки, оставшиеся от бабушек и прабабушек. В них когда-то собирали приданое.
Яшар-муаллим говорит, что дважды в неделю убирается в доме. «Я люблю чистоту и порядок, мне самому такое занятие доставляет удовольствие», — говорит он. В саду у него растут фруктовые деревья — груша, черешня, инжир. Ханукаев хорошо следит за домом, помимо уборки, сам стирает и готовит еду, а когда сильно устает и на готовку сил не остается, отправляется в близлежащее кафе. На жизнь не жалуется, говорит, что несмотря на то, что никого из родных не осталось в живых и здесь он последний еврей, у него есть хорошие друзья-азербайджанцы, которые его любят, приглашают к себе домой выпить чайку, поиграть в нарды и т.д.
Яшар Ханукаев — последний еврей Шемахы. Ему немало лет, и когда уйдет и он, вместе с ним уйдет и частица наследия еврейского народа на азербайджанской земле. Мы должны принять все меры для того, чтобы сохранить эту частицу и после того, как последний еврей Шемахы покинет этот мир.