Д-р Аарон Биньямини

Родился 9 Хешвана 5657 (1887) В городе  Грозном на Кавказе. Отец его, Иегошуа, был торговцем мануфактурой. Мать Малка происходила из знатной семьи. Прадед был раввином крупнейшей общины Терской области. Семья его отличилась доблестью при защите еврейских поселений от нападений мусульман.
               
Дядей со стороны матери был Мордехай Богатырев, делегат кавказских евреев на Шестом сионистском конгрессе. Известность Богатыреву принесла фотография, на которой  он с другом Мордехаевым запечатлен с Т. Герцлем (основатель Всемирной сионистской организации). Эта фотография занимает почетное место в каждом горско-еврейском доме на Кавказе и в Израиле. Биньямини учился в хедере, затем в русской народной и средней школе, и выучился на учителя в г.Балалпашинске. Служил секретарем при адвокате Лунине в Армавире. Уже в 13-летнем возрасте вошел в сионистское общество и начал там обширную деятельность. Царская охранка преследовала общество и его членов с целью подавить устремления сионистского движения. Это, однако, не испугало Биньямини, который был готов на любые испытания. 
Его стремлением было устроить жизнь в Палестине, и для того, чтобы принести пользу иешуву(буквально «заселенное место», «население», также «заселение», собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль), решил выучиться на врача в Стамбульском университете. В 1910 г., еще во время учебы, кратковременно посетил Эрец-Исраэль с целью изучить положение здесь медицины и ознакомиться с жизнью членов общины горских евреев, большая часть которых проживали тогда в Иерусалиме, в созданном общины квартале «Бет Исраэль». После непродолжительного пребывания в Палестине Биньямини вернулся  в Стамбул для продолжения учебы. В период обучения он завязал связи с учившимися вместе с ним еврейскими активистами. Обучение проходило на турецком языке, что в будущем должно было облегчить им общение с представителями турецких властей в Палестине. Биньямини нашел здесь немало единомышленников, среди которых выделялись писатель А.А. Кабак, Авигдор Якобсон, Крецмер, Йизреэли (сионистские деятели), Ицхак Нофех, изучавший юриспруденцию и ставший впоследствии первым судьей города Тель-Авив. Биньямини хранил  дружбу с Нофехом до конца дней последнего – Нофех умер еще молодым. Подружился Биньямини и с Исраэлем Шохатом (активист заселения и освоения Эрец-Исраэль), Бен-Цви  (один из виднейших руководителей ишува, второй президент Государства Израиль) и Д. Бен-Гурионом (лидер еврейского рабочего движения в подмандатной Палестине, первый премьер-министр Государства Израиль). Особенно тесная дружба связывала Биньямини с д-ром Зеэвом Жаботинским (писатель и публицист, один из лидеров сионистского движения), который  в те времена пребывал в Константинополе в качестве уполномоченного Всемирной сионистской организации. Биньямини неонократно обсуждал с ним вопрос репатриации горских евреев с Кавказа в Эрец-Исраэль. Заботы кавказского еврейства не были чужды Жаботнинскому, так как руководители общины неоднократно обращались к нему за содействием. Обсуждались и вопросы призыва в армию, а также приобретения земель и поселения репатриантов в Палестине. С тех пор, эти идеи остались ему близки. В 1914 г. Биньямини закончил обучение и получил квалификацию доктора медицины. Во время Балканской войны добровольно служил санитаром, а затем поступил на службу военным врачом  в турецкой армии в чине капитана. Турецкое  командование  рекомендовало отправить его служить на Кавказ, однако Биньямини по понятным причинам отказался. По собственной  просьбе  его направили на фронт в Палестину. Биньямини находился в районе Газы и Негева на протяжении почти всей войны, вплоть до отступления турецких войск на север. В период службы в турецкой армии он поставил себе цель помогать репатриации  и еврейскому ишуву. Во время службы в Негеве рискуя жизнью доставал оружие для организации "Гашомер"( первая организация еврейской самообороны в Эрец-Исраэль, действовавшая в 1909–20 гг.) . Людей "Гашомера" он считал гордыми евреями, наподобие его горских собратьев, которые в любую минуту готовы противостоять врагу и взяться за оружие дабы защитить евреев. Бойцы "Гашомера" уважали его за преданность и за то, что неоднократно приобретал для них оружие - рискуя трибуналом и смертным приговором. Рахель  Янаит  (жена Ицхака Бен-Цви, педагог и писательница, общественный и политический деятель) побывала у него в Дир-Сунейд в Негеве и просила, чтобы ходатайствовал об освобождении и возвращении в Палестину арестованных турками Исраэля и Мани Шохат (деятель еврейского рабочего движения в России, деятель сионистского движения); просила она и о приобретении оружия, и о наборе солдат и офицеров для проведения особых операций. В отношении Шохатов, Биньямини удалось поговорить по-турецки с судьей и тем самым добиться смягчения приговора. Рахель  Янаит и Ицхак Бен-Цви неоднократно упоминают обширную деятельность Биньямини по приобретению оружия, мобилизации новых людей в "Гашомер", а также по приему  и передаче сведений и писем для еврейского подполья в Палестине и в Египте. Биньямини был и одним из активистов "Нили"(Нецах Исраэль ло иешаккер — «Вечность Израиля не обманет», подпольная еврейская антитурецкая организация в Эрец-Исраэль во время Первой мировой войны. Основана в 1915 г. семьей  Ааронсонами), доставал для них оружие, добывал информацию и передавал послания Аарону Ааронсону (агроном, естествоиспытатель) в Лондон. В Рухаме  передал еврейскому подполью аммуницию и снаряжение, пистолеты и ручные гранаты. 
 
В 1917 Биньямини был откомандирован турецкими властями в Дамаск и использовал эту поездку для обмена сведениями с  арестованными евреями из числа сосланных.
 
В Экроне Биньямини встретился с Цви Беккером из "Гашомера"  и обсуждал с ним вопросы поставки оружия. В Беэр-Яакове посетил находившихся там поселенцев  - горских евреев, чтобы напрямую ознакомиться с тем, как его собратья по общине ведут сельскую жизнь. Здесь  он нашел запустение - в деревне оставались лишь дети и старики, а всех мужчин забрали в турецкую армию. На обратном пути в Синай его караван бомбили, и ему чудом удалось спастись. В  Беэр-Шеве Биньямини  организовал  полевой  госпиталь на 500 коек. Высокопоставленные чины турецкой армии оценили его усердие и преданность, и за свои заслуги он был награжден орденом и удостоен  похвалы. Неизвестно, был ли в Османской империи еще  хоть один офицер-еврей, которому были бы оказаны такие почести. 
В 1917 г. в Бейт-Ханане он организует карантин на 550 коек для больных холерой. Биньямини и сам заболел тифом, но продолжал работать  несмотря на жар. Араб – комендант  лагеря издевался  над ним и, несмотря на болезнь, отправил его на фронт. Там шли тяжелые  бои. Большая часть турецких солдат погибли в сражениях с англичанами. Биньямини оказался среди тех немногих, кому удалось  уберечься и вернуться в Иерусалим.
 
Он работал в Рамле и в Хульде, оказывал помощь евреям, арестованным турками по подозрению в шпионаже, лечил их от болезней и доставал для них лекарства.  И, как всегда, получал и передавал сведения евреям.
  
В 1917 году отступавшие турки стали громить еврейских земледельцев. Биньямини организовал крестьянскую самооборону; он не присоединился к отступавшим войскам, дезертировал из армии и остался в Беэр-Тувии в качестве сельскохозяйственного работника на плантациях Керен Каемет (еврейский национальный фонд).
 
С приходом англичан он сдался в плен в качестве турецкого офицера. Сделал  он это  для того, чтобы не повредить прятавшим его поселенцам. Биньямини передал англичанам список колодцев, прорытых турками в этом районе, а также сведения о других источниках воды. Несмотря на то, что это очень помогло англичанам, они поместили его в лагерь военнопленных в Египте. Здесь его навестили находившиеся в то время в Каире члены организации «Нили» и здесь получили от  него печальные известия о том, что произошло в Зихрон-Яакове, о пытках и смерти Сары Аронсон (основатель «Нили»). На основании сообщений Биньямини член «Нили» Лева Аронсон составил отчет и выслал его Аарону Аронсону в Лондон. В лагере для военнопленных Биньямини пробыл около года. Освободившись из заключения, был взят на службу в качестве военного врача британской армии в Каире. Затем был врачом Красного Креста в Рафиахе, а оттуда попал в Еврейский батальон.
 В 1917 под его преданным уходом находились 700 раненых англичан. Работая и перемещаясь с места на место он передавал "Гашомеру" легкое оружие. В письме жене Рахель от 27 ноября 1918 И. Бен-Цви пишет: "Я написал Биньямини, что мне хотелось бы получить кавказский адрес, чтобы с его помощью можно было бы найти следы Цви Нисанова  (горский еврей, основатель «Гашомера») и вообще переговорить с нашими тамошними друзьями".Бен-Цви обратился к Биньямини,  с которым был дружен со времен их совместной учебы в Константинополе, с просьбой о помощи: члены "Гашомера" Цви Нисанов подозревался турками в связях с «Нили» и в шпионаже.  Их арестовали, судили в Дамаске, послали на русскую границу, а оттуда - на Кавказ. Бен-Цви нужна была помощь Биньямини для того, чтобы связаться с товарищами на Кавказе. В письме Рахель Янаит от 20 февраля 1920 Бен-Цви упоминает Биньямини:"Дорогая Рахель .Сегодня д-р Биньямини передал мне два письма. Вместе с "кемперами" он проезжал в автомобиле с Жаботинским, и пригласил меня тоже поехать в Яффо". 
Письма свидетельствуют о связях д-ра Биньямини с ведущими деятелями Сионистского движения тех лет. После демобилизации вместе  с  остальными товарищами из Еврейского легиона британской армии, Биньямини поселился в Тель-Авиве, который тогда еще был маленьким городком. Во всем городе работали тогда 5 врачей - трое мужчин и две женщины. На протяжении 9 лет Биньямини был врачом первой еврейской гимназии Тель-Авива - гимназии "Герцлия". Он был также личным врачом главы города - Меира Дизенгофа и Исраэля Рокаха, а также других ведущих людей тех лет. Дизенгоф был его близким другом, и вместе они планировали превратить Тель-Авив в лечебно-курортный город. Д-р Биньямини занялся изучением климата и по этому вопросу обменивался мнениями с ведущими зарубежными учеными и опубликовал немало работ .Биньямини отдал свои силы медицине и общественной деятельности, был избран в первый городской совет Тель-Авива. Заинтересовался политической ситуацией в Палестине, он вышел из рядов движения "Ахдут Га-авода" и присоединился к ревизионистам. Поворот наступил после того, как он раскритиковал поведение Бен-Гуриона и Бен-Цви после убийства Арлозорова (один из руководителей сионистского рабочего движения). Это трагическое событие омрачило тогдашнюю атмосферу; по словам Биньямини, по этому делу были выдвинуты сфабрикованные обвинения, а настоящие виновные не были задержаны. В знак протеста он вышел из партии и перешел в противоположный лагерь. Но несмотря на его несогласие с поступками тогдашнего руководства, его уважали за его деятельность, за скромность и за его любовь к стране. 
Д-р Биньямини был одним из основателей Национального объединения врачей им. Макса Нордау и был избран на пост председателя этой организации. Для него важнейшим оставалось общественное благо,  так что и его политические противники относились к нему с симпатией до последних дней его жизни. В 1927 он опубликовал брошюру "Тель-Авив как курорт"; в 1928 выпустил книгу "Наши дети" - исследование о развитии молодежи в Эрец-Исраэль; в 1930 вышла в свет его работа "Ривьера Тель-Авива" - здесь разрабатывалась мысль о развитии города как курорта; в 1930 была опубликована на иврите и по-французски "Биотопология и ее задачи". Биньямини основал организацию за улучшение еврейской расы. В свет вышли и многочисленные его работы по поощрению рождаемости; написаны были и другие исследования, еще не опубликованные. В своей врачебной практике Биньямини пользовался многими новаторскими препаратами. Малоимущих Биньямини лечил бесплатно, лишь изредка получая от них символическое вознаграждение. Он пользовался признанием Кавказской еврейской бедноты, которая видела в нем отца. На ее нужды он жертвовал немало денег, лечил больных, оплачивал им пищу и лекарства. Он сердился на тех своих коллег-врачей, которые не посещали больных в ночное время, и его поведение и помощь всем нуждающимся стали примером для подражания.
 
Д-р Биньямини занялся деятельностью по улучшению положения кавказских евреев Эрец-Исраэль и стал председателем Профсоюза горских евреев Палестины, руководителем и душой общины. По инициативе Биньямини представители общины встречались с руководством Сионистского движения и с директором Поселенческого отдела Капланским, требуя организовать поселение горских евреев. В письме Штрайхеру от 7.10.1920 он требует включить горских евреев в программу для создания из репатриантов поселенческого ядра с целью дальнейшего расселения по всей стране, в соответствии с доброй традицией общины. Для этого он собрал несколько сотен подписей членов общины, выразивших готовность заниматься и кормиться земледелием. В 1926 уполномоченные представители горской общины вновь встретились с руководством Поселенческого отдела и изложили свои требования в вопросах поселения. В своем ответе д-ру Биньямини от 16.02.1926 Штрайхер отмечает, что "не обещал поселить горских в скором времени. Отношусь с симпатией к их требованиям поселиться на земле, и когда составим списки поселенцев из общин Востока, учтем и их. Мы хотели поселить часть горских евреев в существующих поселениях, где собирались освободить отдельные места, как то Кфар Урия, Кфар Хитин, и жаль, что не настоящий момент нет возможности поселить даже отдельных людей". Уже за десятки лет до того письма в подобном духе высылались доктором Рупиным кавказским лидерам, таким как Шарбат Анисимов, Яаков Ицхаки, Богатырев, Мордехаев, Махтаев и др. И ответы были те же: "Земля не подготовлена", "Далеко от еврейского ишува", "Нет денег" и т.д. и т.п. Горские евреи с негодованием восприняли небрежное отношение к ним и невыполнение их требований поселить на земле сотни членов общины. В своем ответе д-р Биньямини отмечает: "Мы противимся отдельному поселению евреев Востока, ибо не прибыли мы в эту страну чтобы и здесь продолжались галутные различия между частями еврейства".
 
Первого сентября .1931г. на выборах в Собрание представителей в муниципальные органы члены горских  евреев  и часть членов грузинской общины не  выступили отдельным  общинным списком, дабы избежать раскола. Руководство Профсоюза горских евреев в Эрец-Исраэль передали в Центральный избирательный комитет в Иерусалиме заявление о том, что воздержатся от голосования. Вместе с письмом Биньямини передал и протест, в котором приводятся причины, побудившие горских и грузинских евреев воздержаться от участия в выборах. Он просил, чтобы письмо было зачтено перед Собранием представителей. Обе общины объединяла одна тенденция - не выступать поодиночке. После этого они обратились к руководству ишува по вопросу о возможности поселения и строительства по всей стране - это делалось совместно с собратьями из грузинской общины. В обращении отмечается, что горские евреи не забыли своего долга перед   Эрец Исраэль. Еще во времена первых сионистских конгрессов Герцль обещал горским евреям выделить землю для заселения. Письмо в том же духе было направлено д-ру Вейцману; однако ответа не последовало. Его прохладное отношение к общине вызвало среди горских евреев негодование.
 
В 1933 в Кавказском квартале в Тель-Авиве состоялось торжественное открытие молодежного клуба. Первый из выступавших, Михаэль Бен Шем, поздравил организацию. Д-р Биньямини говорил о положении евреев в мире, о кавказских евреях, и пожелал организации успеха. Выступал Рабаев, затем зачитали устав организации. Д-р Биньямини был вдохновителем мероприятия и его инициатором, но без помощи активистов из общины ему вряд ли удалось бы преодолеть препятствия, возникшие на его пути. Имя его приобрело известность. Реализатором и практическим инициатором решений всепалестинского совета горских евреев был член совета и его председатель Михаэль Бен Шем. Он начал свою деятельность в совете общины в Иерусалиме, а затем переселился в Тель Авив. Михаэль был человеком образованным и деятельным; все свое время он посвятил помощи собратьям по общине. Он формулировал послания Биньямини на великолепном иврите. От Биньямини же он получал указания на проведение различных мероприятий и выполнял их самым преданным образом. Великолепно владел ивритом и русским, был человеком гордым и ревностным борцом за дела общины. Биньямини видел в нем того человека, который смог бы воплотить его идеи. Помогали ему и другие члены совета - Нахман Саадия, Барух Авшаломов, братья Адамовичи, А. Бахшиев, а позднее - еще тогда молодой Раши Исахаров. Д-р арон Биньямини скончался в Тель-Авиве 13 таммуза 5603(17 июля 1943 г). В его память муниципалитет Тель-Авива открыл в городской больнице "Хадасса" кардиографический институт для проверок сердца малоимущих. Вот что говорил на траурном собрании в день его кончины  А. Бахшиев, член всепалестинского совета общины и друг Биньямини: "Он не был членом партии в общепринятом смысле. Он переживал из-за разобщенности ишува, из-за классовых различий, из-за того, что наши учреждения не избавились от партийности, был против того, чтобы выходцев из восточных стран селили отдельно - поскольку, по его словам, мы не прибыли на эту землю, чтобы продолжать галутные различия…"Ури Кесари: "Д-р Биньямини мечтал о здоровом народе, и для него все были бойцами". Вот слова Бен-Гуриона: "В д-ре Биньямини слились гордость горца и особое сознание культурного еврея". 

Д-р  Лия Микдаш-Шамаилова, Иерусалим.

Особую благодарность выражаю Моше Иосифову за оказанное содействие по сбору материала. 

Автор:
Похожие статьи