О вреде стирания этнических признаков

Сохранение этноса горских евреев в конечном итоге сводится к неизменности их этнических признаков:
– этнический язык;
– территория компактного проживания (поскольку национально организованного образования горские евреи не имели);
– общая историческая память (М. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего») и др.
О проблемах с жизнеспособностью нашего языка и его перспективах говорится и пишется немало. Текущая задача уже сформулирована – это необходимость документировать язык. Вряд ли есть смысл дискутировать и по поводу состоявшейся территориальной разобщенности. Наши пожелания частично воплотились в жизнь вместе с образованием Государства Израиль. Главное – создать условия, исключающие этническую ассимиляцию. Мечты о большем далеки от реальности. Сохранение исторической памяти – вопрос настолько широкий и многогранный, что заслуживает отдельного изучения и освещения. В статье поставлена более узкая цель – выявить вред от стирания признаков, напрямую связанных с проявлениями этнической маскировки, общественно-политической мимикрии и выражающихся в видоизменении своих ФИО; укрывании веры предков вплоть до ее перемены или полного отказа от нее; видоизменении названия своей национальности или принятие другой и др.
Среди горских евреев этот процесс начался не сейчас и имеет свою предысторию. Еще в ХIХ веке ошибочно распространенное на горских евреев название близко родственной по языку народности – таты – прижилось, в частности, и потому, что некоторые джуьгьургьо поддержали необоснованное нововведение. По их недальновидному мнению, новый тогда вариант названия национальности позволял им, живущим в мусульманском окружении, скрывать свое иудейское вероисповедание, маскируясь под иранцев-мусульман. Эта попытка не могла быть успешной, так как окружающие мусульмане и так имели для горских евреев свои национальные названия: джууд, джувуд, жугут и т.п. А вот негативные последствия этого народ испытал на себе в советское годы во время кампании «татизации». Зачастую многочисленные и разнообразные случаи допускаемой этнической маскировки становятся возможны из-за их кажущейся безвредности, чем особенно опасны. Их истинные цели и умышленность не всегда очевидны. Вообще фальшь в межнациональных (и внутринациональных) отношениях – недопустима. Не все сознают, что гордость своей национальностью, национальный патриотизм (так же как и этнический) не оставляют места ощущениям национальной (этнической) неполноценности со всеми вытекающими из этого последствиями. Ведь еврей, татарин или китаец, формально изменившие свою национальность, не перестают быть ее представителями. У них она, как говорится, на лице написана. Такие люди заслуженно встречают презрение, неуважение и непонимание окружающих.
Многие ли из нас на вопрос о национальности отвечают: «горский еврей» или «джуьгьур»? Казах или эстонец, становясь гражданами США, не придумывают нового названия своей национальности. Мы же название «джуьгьур» (горский еврей) меняем на «еврей», «кавказим» и др. Проявлении общееврейского патриотизма можно только поощрять. Но в то же время эта корректировка служит стиранию этнического признака. Конечно, никто не вправе навязывать другому своего мнения в этом сугубо личном деле. Но остается невыясненной цель такого этнического нивелирования. Достигается ли желаемый результат от такой корректировки этого атрибута этнического самоназвания национальности?
Видоизменение этнических ФИО в условиях разобщенности делает невозможным заочное узнавание горских евреев по этому этническому признаку. Нарушение традиций имянаречения приводит к тому, что достижения и успехи людей в науке и технике, литературе и искусстве, культуре и общественной деятельности, так же как и проблемы, могут остаться неизвестными их народу. Они оказываются потерянными для этноса людьми без роду и без племени.
Цели умышленного стирания (маскировки) этнических признаков и атрибутов – избегание проявлений антисемитизма, надежда на ускоренное продвижение по общественной лестнице и т.д. – не всегда достигаются. А вот последствия приводят к добровольной ассимиляции, к утрате исторической памяти. Это видно из примера горских евреев в Израиле. Лишь у части горских евреев – кандидатов в местные органы управления – ФИО изменены, а выдвижение их стало возможным только благодаря тому, что избиратели знают об их этнической принадлежности. (Интересно провести такой анализ и среди выборных членов горско-еврейских организаций.) В будущем, тем более в условиях оторванности кандидатов от своих общин, их выдвижение будет затруднено. Это естественно, потому что, изменив главные признаки этнической принадлежности, эти кандидаты изменяют своему народу (этносу). Их незавидную перспективу усугубляет и незнание родного языка, обычаев и традиций.
Активно происходит забвение исконных имен собственных. Переселившиеся в Америку, джуьгьургьо становятся Дэнами, Сэмами, Бобами и т.д. вместо Дон, Донил, Шомуил (Самуил), Боби… В Израиле Гуршумы стали Гершонами и т.д. В России массовому изменению имен способствовали русификация и влияние несовершенного алфавита, основанного на кириллице. В частности, некоторые имена – Симон, Довит, Мордехай, Рафоил, Йогъутил и др. – и многие исконные слова приобрели неэтническое звучание: Семен, Давид, Мардахай, Рафаэль, Ё(Я)гутил и т.д. за счет использования отсутствующих в джуьгьури фонем. Чтобы противостоять таким переименованиям, впору говорить о проведении акции «Верни себе имя свое». Будет ли это сделать так же легко, как изменить этническое имя? Сомневаюсь.
Аналогично складывается ситуация и с нашим общим самоназванием. Почему переселившиеся в Америку, где свободно пользуются самоназваниями других этносов, горские евреи не внедряют в оборот своего самоназвания «джуьгьургьо», а ищут ему замену (см. опрос в газете «Новый рубеж», США)? Что мешает применять «джуьгьургьо» в Израиле вместо «кавказим», не имеющего однозначного применения к горским евреям? Подменяя элемент самоидентификации географическим термином происхождения, мы стираем свой этнический имидж.
Роль служителей религии – этнических горских евреев – в сохранении этнических признаков и атрибутов трудно переоценить. Их авторитетное мнение по рассматриваемым вопросам может стать для многих решающим.

ВЫВОДЫ
1. В результате этнической маскировки горские евреи добровольно ускоряют и стимулируют свою ассимиляцию.
2. Отказ горских евреев от полноценного проявления этнического патриотизма – первопричина случаев нетолерантного отношения к ним представителей других культур.
Нужно ли это нам и всему еврейству – решать нам.
Надеюсь, изложенные соображения будут с пониманием восприняты объективными читателями.


Автор:
Похожие статьи