Горские евреи Темир-Хан-Шуры, ее община и раввины. Часть 2: Рабби Рафоиль бен Хаскиль Мушаилов

Рафоиль бен Хаскиль родился в Темир-Хан-Шуре в1881 году. После успешного завершения учебы в ешивах Варшавы (Польша) и Белой Церкви (Украина), Рафоиль получил диплом раввина и, вернувшись домой, возглавил общину горских евреев. Известный многими добрыми делами, он был духовным лидером синагоги, с трепетом относился к продолжению дела отца и достойно замещал его, был богобоязненным с юных лет. Одновременно рабби Рафоиль руководил деятельностью еврейской школы, преподавал латынь студентам городских трехмесячных медицинских курсов, говорил на семи языках, знал все наречия народов Дагестана.
Рафоиль бен Хаскиль был одним из активных участников 1-го учредительного съезда горских евреев Кавказа, прошедшего в Порт-Петровске под председательством Ильи Анисимова. Второй съезд проходил в поселке Слобода Хасавюрт-Терской области. А также рабби Рафоиль был делегатом 3-го съезда горских и ашкеназских евреев, прошедшего 15 июня 1917 года в Дербенте. Созданная на съезде комиссия по рассмотрению религиозных проблем обсуждала вопросы культурного развития и строительства школ. Одновременно на съезде принимались программы обучения на двух языках, иврите и джуури – родном языке горских евреев. По этому пункту между делегатами возник спор: одни хотели утвердить иврит, другие – латынь. Гуршум Мурадов выступил за обучение на иврите. Это требование поддержали делегаты из Темир-Хан-Шуры.
Рабби Рафоиль был тонким дипломатом. Стремясь оградить общину от опасности, он смог избежать кровопролития, когда летом 1919 года к Темир-Хан-Шуре подошли восставшие отряды армии генерала Деникина. Рабби вышел навстречу деникинцам, предложил их командирам провизию – и, взяв продукты, деникинцы ушли в горы.
Прожив 19 лет в браке с первой женой Моохо Ягудаевной Бабаевой, раввин Рафоиль не имел детей. И, соблюдая одну из главных заповедей Торы о продолжении рода, раввин, согласно обычаю, вынужден был жениться снова. Но Моохо согласилась на развод лишь с условием, что ей доверят выбор второй жены для Рафоиля. Ее выбор пал на 14-летнюю светловолосую красавицу Тамару – дочь Истыр и Нисона Цидкилова, служившего шойхетом, резником домашних животных при синагоге. Из-за пышных курчавых волос Моохо прозвала будущую невесту Попли – Кудряшка (от «поплие сер» на джуури, что означает «кудрявая голова»). С тех пор прозвище Попули пристало к избраннице, на всю оставшуюся жизнь заменив ее настоящее имя. Первого сына, которого родила Тамара (Попули), назвали именем деда – Хаскиль, а потом на свет появились две дочки – Динор и Девро. Жизнь продиктовала свои условия и для первой жены рабби Рафоиля. Женив мужа на молодой благовоспитанной девушке, которая была моложе ее на 22 года, Моохо продолжала жить в доме раввина до конца своих дней.
В 1866 году Темир-Хан-Шура получила права города и стала столицей Дагестанской области. С ноября 1919 по май 1920 года в Темир-Хан-Шуре пребывало правительство Горской республики Северного Кавказа, затем она находилась под властью деникинского правительства Юга России. На чрезвычайном съезде народов Кавказа, прошедшем в Темир-Хан-Шуре 13 ноября 1920 года, нарком по делам национальностей И. Сталин провозгласил Дагестан автономной республикой, а в 1922 году Темир-Хан-Шура была переименована в Буйнакск в честь революционера Уллубия Буйнакского.
Положение семьи раввина после Октябрьской революции ухудшилось. Советская власть, объявив войну православной, мусульманской и иудейской религии, закрывала церкви, мечети и синагоги и арестовывала раввинов и религиозных деятелей. В период установления большевистской власти в Дагестане все духовные учения были запрещены, репрессии не обошли стороной и семью Мушаиловых. В сентябре 1929 года в дом рабби постучалась беда. Не скрывая презрения, работники НКВД вынесли и сожгли на улице почти всю религиозную литературу из домашней библиотеки. Среди них были и труды, написанные как самим раввином, так и его праведными предками-учителями. Рабби Рафоиля арестовали и увезли. С тех пор его никто не видел.
Попули была очень мудрой женщиной – и обиду на советскую власть не показывала, понимая, что могли арестовать всю семью. Но несчастная женщина, беременная четвертым ребенком, не избегла участи, уготованной семьям «врагов народа». Жену раввина насильственно отправили на тяжелые принудительные работы. В том же году у нее родился сын Арон. Кроме своих четверых детей она растила и поднимала на ноги Наамо – дочь Эеру (Арона), погибшего в Ростове брата рабби Рафоиля, которая тоже жила в ее доме. Пока Попули с утра до ночи трудилась в больнице, чтобы заработать денег на пропитание семьи, Моохо, вместе с ней преодолевая общие трудности, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Она прекрасно относилась к детям бывшего мужа и была с ними очень близка. Может, поэтому дети называли ее мамой, а родную мать называли Попули. В годы репрессий Попули работала в Буйнакской городской больнице, выполняя нелегкие обязанности санитарки. Во время Великой Отечественной войны она окончила медицинские курсы, где ее муж когда-то преподавал латынь. После учебы ее перевели на должность медсестры хирургического отделения. Терпеливая и внимательная, она хорошо разбиралась в симптомах болезни и была прекрасной помощницей врачу, его правой рукой. Окруженные заботой и теплом, пациенты любили ее. Несмотря на тяжелую судьбу молодой вдовы, она достойно несла твердые принципы порядочности и величия статуса бывшей жены раввина общины. Женщина понимала, что, несмотря на смерть мужа, она продолжает находиться в центре внимания всей общины.
Жизнь Тамары Нисоновны Мушаиловой оборвалась на ее рабочем месте в больнице 29 августа 1975 года, когда ей было 69 лет. Первая жена раввина – Моохо – пережила Попули на два года и ушла из жизни в 93-летнем возрасте. Ее похоронили рядом с Попули. На общем надгробном памятнике указаны имена рабби Рафоиля и обеих его жен, там находятся и три фотографии. В годы Большого террора Рафоиль Мушаилов был приговорен комиссией ОГПУ к расстрелу 14 декабря 1929 года. И только спустя 62 года, в 1991-м, их дети и внуки получили справку «О реабилитации жертв политических репрессий». Легким росчерком пера справку подписал начальник Комитета Государственной Безопасности Дагестана, засвидетельствовав, что «Постановлением Президиума Верховного Суда ДССР от 10.11.88 г. решение Комиссии ОГПУ от 14.12.1929 г. отменено и дело в отношении Мушаилова Рафаиля Искилевича производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, т.е. он реабилитирован».
Семья Мушаиловых и буйнакские евреи бережно хранят память о погибшем раввине общины – рабби Рафоиле бен Хаскиле Мушаилове – мудром, скромном, богобоязненном, бескорыстном, правдолюбивом человеке. Его доброе имя, праведно прожитая жизнь и благородные дела останутся в памяти не только его детей и внуков, но и тех, кому довелось встречаться с ним в жизни.

P.S. Автор статьи искренне благодарит Динор бат Рафоиль и ее дочь Свиру за встречу в Израиле и предоставленную информацию о раввине Рафоиле. Также особую благодарность автор выражает правнукам рабби Хаскиля бен Авраама – Исаю и Александру Мушаиловым за фотографии, многочасовые встречи и беседы по скайпу о судьбах их предков – раввинов Мушаиловых, долгие годы служивших общине Темир-Хан-Шуры.
В статье также использованы материалы из литературы о горских евреях уважаемых авторов В. Дымшица, И. Анисимова, И. Семенова, Д. Ихилова и других.

Фото предоставлены Исаем и Александром Мушаиловыми из семейного альбома.
НА ФОТО:
1. Рафоиль бен Хаскиль среди участников 1-го учредительного съезда горских евреев Кавказа, проходившего в Порт-Петровске.
2. Второй съезд в поселке Слобода Хасавюрт-Терской области. Рабби Рафоиль сидит 2-й слева.
3. Рабби Рафоиль (сидит 3-й слева) среди делегатов 3-го съезда горских и ашкеназских евреев, проходившего 15 июня 1917 года в Дербенте.
4. Семья Цидкиловых – сестра и брат Тамары. Тамара (Попули) стоит первая слева.
5. Семейное фото: слева направо Попули, мать рабби Рафоиля, рабби Рафоиль, 1-я жена рабби Моохо, рядом стоит мальчик Хаскиль сын рабби Рафоиля . На полу возле Девро сидит Наамо, в руках у Девро – дочь рабби Динор.
6. Рабби Рафоиль бен Хаскиль.
7. Попули и ее брат Бирор.
8. Надгробный памятник Моохо и Попули Мушаиловым.
9. Письмо о реабилитации.
10. Дочь рабби Рафоиля – Динор, ей 89 лет, живет в Нетании.


Автор:
Похожие статьи