Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе, иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно (стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу) смешивают татов и горских евреев.
Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.
Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость, горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживает в Азербайджане (*1), причем таты записаны в паспортах (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане: здесь таты считаются одним из местных народов, причем основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет (*2). В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляют единый татский народ — один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах «татами», дабы избежать национальной дискриминации
в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.
В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.
Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейски-ми писателями.
Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.
Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков:
сами таты индифферентно относятся к своей национальности <...> считая наименование «тат» <...> малопочтенным (*3).
Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее:
никакого презрительного отношения к своему языку <...> я у татов не усмотрел (*4).
Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.
Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.
До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, ихрасселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что:
еврейская группа татов <термин Б. В. Миллера>, единственная сознающая свою национальную обособленность <от азербайджанцев> (правда, пока, по религиозному признаку) (*5).
Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так:
Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. <...> Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков (*6).
Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать Гсписках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.
______________
*1. Современная численность татского населения в Азербайджане неизвестна, так как в паспортах таты записаны азербайджанцами и не учитываются при переписях. Тем не менее, можно утверждать, что это число весьма велико, так как еще в начале XX в. численность татов-мусульман в одной только Бакинской губернии составляла 125 тыс. человек.
*2. В Дагестане таты-мусульмане живут только в шести небольших деревнях около Дербента. В середине 1920-х гг. численность татов в Дагестане не превышала 4 тыс. человек.
*3. Б. Миллер, 1929. С. 3.
*4. Б. Миллер, 1929. С. 5.
*5. Б. Миллер, 1929. С. 3.
*6. Б. Миллер, 1929. С. 18.
Последнее утверждение, как уже было сказано, по нашим наблюдениям скорее справедливо для татов Апшерона, но не для татов-горцев.
Источник: Книга: ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / История, этнография, культура, 1999 г.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»