Горские евреи в окружении имама Шамиля

        Сначала немного о Шамиле. Это был действительно умный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов. Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Попав под влияние доносчиков, Шамиль приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза", но, по стечению обстоятельств, формы неожиданно были найдены у одного из сотников Шамиля. И, таким образом, Исмиханов был спасён.

        После кровопролитных боёв в 1859 году 21 августа в ставку российского командования отправился, теперь уже в качестве посла, тот же Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерям и невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.

       Другой горский еврей Султан Горичиев служил у Шамиля лекарем. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Есть сведения, что когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

      На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой - дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Приняв ислам, девушка стала зваться Шуанат.

      Александр Дюма пишет о Шуанат так: "Её любовь, в самом деле, проистекает из страсти и доходит до беспредельной самоотверженности: когда Шамиль идет мимо нее, ее глаза воспламеняются; когда он говорит, она жадно внимает его словам; когда она произносит его имя, ее лицо сияет".

      После смерти Шамиля, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей. Из них выжила только девочка по имени Сапият.

      От себя добавлю: на память пришли телевизионные передачи "В стране легенд и преданий", которые вёл именитый дагестанский историк Булач Гаджиев. Так вот, в одном из своих рассказов, посвящённых жизни Шамиля, он поведал о том, что, будучи в моём родном селении Маджалис, имам обратил внимание на красивую и отважную девушку по имени Зейнаб, которой ничего не стоило поднять в саблю целый полк! Этим девушка вызвала симпатию у Шамиля и, долго  не раздумывая,  тот взял её в жёны своему сыну Рахману. Как сейчас помню улыбку историка, с которой он закончил передачу, произнеся эту фразу.


По материалам статей Станислава Целика, доктора исторических наук Мурада Каракедова и книги Александра Дюма "Кавказ".

Автор:
Похожие статьи