Еврейская община Дагестана (часть первая)

Еврейские общины дагестанских аулов 

Когда-то и в горах и на приморской равнине Дагестана было разбросано множество селений горских евреев. На сегодняшний день большинство из них исчезло, а горские евреи сосредоточены в основном в городах Дербент, Буйнакск и Махачкала. Тем не менее, евреи в Кубе, Дербенте и Баку до сих пор помнят, из каких именно аулов переселились их предки. Эти исчезнувшие общины сыграли большую роль в истории горских евреев.

В целом ряде аулов евреи жили рядом с нееврейским населением. В некоторых случаях еврейский аул стоял несколько в стороне от мусульманского аула, представляя собой компактное еврейское поселение.

Юг Дагестана до 1860-х гг. занимало Кюринское ханство. Оно располагалась на северо-запад от Кубы. На севере Кюра граничила с Кайтагом и Табасараном, на юге — с областью Самур, на западе — с Казикумухским ханством. Ханство Кюра сформировалось в начале XIX в. Оно было присоединено к России в 1812 г. Большинство населения здесь составляли лезгины. До революции Кюра входила в состав Дагестанской области.

В царствование Николая I (1825—1855) Кюрой правил Харун-бек, которого предание называет злодеем, притеснявшим евреев, приглашенных сюда его предшественником Арслан-ханом. Сменивший Харун-бека его брат Юсуф-бек был еще более жестоким властителем и тоже преследовал евреев. В начале 1860-х гг. власть хана была упразднена, вместо него Кюринским округом стал править русский начальник.

По официальным данным на территории Кюринского ханства в середине XIX в. проживало около 300 еврейских семей, а в 1912 г. еврейское население Кюры насчитывало 3276 человек. Многие горские евреи в Кюре были выходцами из Азербайджана, бежавшими сюда от безземелья и преследований. Всего на территории Кюры в XIX в. располагались три еврейских аула — Ханчал-Кала, Араг и Мамрач.

Мамрач был основан в начале XIX в. выходцами из дагестанского аула Карчаг и носил имя своего основателя. После того, как Россия завоевала Кюру, Арслан-хан в 1820-х гг. пригласил евреев из Карчага и выделил им зем¬лю для основания собственного аула.

В 1867 г. в Мамраче жили 75 еврейских семей из общего числа 116 семей. Еврейский квартал был территориально отделен от квартала, в которых жили лезгины. В 1870-х гг. число еврейских семей выросло до 100.

В 1918 г. банда лезгин напала в поле на группу еврейских крестьян и убила 20 человек. Потом бандиты ворвались в аул, во дворе синагоги расстреляли подростка, стали грабить дома. После этого налета евреи покинули Мамрач. Позже часть из них вернулась.

В 1926 г. здесь проживало 111 евреев. Последние местные евреи жили здесь еще в конце 1950-х гг.

Неподалеку от Мамрача расположен аул Ханчал-Кала. Первыми здесь поселились евреи из Мамрача. В 1867 г. из 54 домов в ауле 27 занимали евреи. В 1880 г. здесь было уже 50 еврейских семей. По переписи 1926 г. в Ханчал-Кале было 54 еврейские семьи, что составляло 77% всего населения аула. Евреи жили здесь до конца 1950-х гг.

Недалеко от Хачал-Калы располагался аул, который состоял из двух примерно равных по численности жителей поселений: одно — Ашага-Араг, второе — Джугут-Араг, что означает, «Еврейский Арап>. Евреи здесь жили уже в первой половине XVIII в. В 1867 г. здесь проживало 78 еврейских семей. В 1926 г. — 38 еврейских семей (169 человек). К середине 1930-х гг. евреи покинули Араг.

К северу от Кюры расположена историческая область Табасаран. Еврейские общины Табасарана принадлежат к числу древнейших на Восточном Кавказе. Именно Табасаран можно считать одной из главных областей этногенеза горских евреев.

Крупнейшим населенным пунктом Табасарана было селение Джерах. В нем располагалась резиденция хана, и здесь жило около 100 еврейских семей. Во время Кавказской войны отряд под началом Абдалла-бека устроил в еврейском квартале Джераха резню, многих жителей угнал в плен.

Позже, к середине прошлого века, Джерах покинули все жившие там мусульмане. В 1867 г. Джерах был исключительно еврейским аулом, правда, жило там всего 20 семей, но через 20 лет там было уже 49 домов, 30 из которых принадлежали евреям.

Во время гражданской войны евреи покинули Джерах и больше туда не возвращались.

Жили евреи и в соседнем ауле Карчаг. Когда они начали заселять его — неизвестно, но очень давно, во всяком случае,XVIII в . С конца XIX в.  еврейское население Карчага неуклонно сокращалось, а во время гражданской войны последние еврейские семьи покинули аул. Судя по всему, община Карчага была весьма значительна, так как потомки выходцев из этого аула составляют существенную часть еврейского населения Кубы и Дербента.

Рядом с Карчагом расположен аул Имам-Кули-Кент. В середине XIX в. около 10 еврейских семей поселились на окраине этого мусульманского села. Евреи неоднократно пытались поселиться в самом ауле, но их обращения встречали отказ. В 1886 г. И. Анисимов уже не нашел в Имам-Кули-Кенте еврейских семей.

На территории Табасарана, в 15 км к югу от Дербента, расположен аул Гемейди. Здесь евреи жили, по крайней мере, с конца XVII в. В 1867 г.
в Гемейди из 126 семей 22 семьи было еврейских. Почти все они в гражданскую войну покинули аул. Во время переписи 1926 г. здесь жили только три семьи горских евреев. Правда, согласно тем же данным, в Гемейди проживало 26 семей татов. Поскольку ранее их наличие здесь не регистрировалось, то вероятнее всего они на самом деле были горскими евреями, назвавшими себя татами. Как бы то ни было, накануне второй мировой войны в Гемейди не было ни одной еврейской семьи.

Совсем близко от Гемейди располагался аул Мугатырь. Эти два аула в высоких лесистых горах соединяла узкая вьющаяся тропа. В Мугатыре евреи жили, по крайней мере, с 1730-х гг. Об этом свидетельствует надгробный памятник, найденный И. Черным, на нем была дата: пост Гедальи года qt (1740 г.).

В середине XIX в. здесь было 30 еврейских семей, и среди евреев Мугатыря бытовало предание, что «когда-то тут было более ста еврейских домов». С годами часть их переселилась в аул Рукель. Во время гражданской войны аул покинули последние евреи.

На расстоянии «двух часов езды на лошади» от Мугатыря, в 10—12 км юго-западнее Дербента, располагался большой аул Рукель. Аул был разделен на две части: в верхней жили мусульмане, в нижней — евреи. Условия жизни евреев были здесь очень примитивны. В первой половине XIX в., по свидетельству И. Черного:

Евреи живут в земляных пещерах, которые представляют собой ямы в земле, крыши сделаны из веток, обмазанных глиной, смешанной с мелким камнем, которые возвышаются над землей примерно на локоть. Окном служит небольшое отверстие без стекла величиной в квадратный локоть. Солнечные лучи с трудом пробиваются в эту пещеру, поэтому в ней стоит полумрак даже посреди дня. Земляной пол покрыт тряпками, стены обмазаны глиной и ничем не покрыты. Ночью окно закрывают поленьями (*1). 

И. Черный нашел на местном кладбище надгробный камень, датированный месяцем кислев 5577 г. (1817 г.).

Евреи переселились сюда из соседнего аула Мугатырь. Позже к ним присоединились беженцы из Селаха. За разрешение жить в Рукеле аульные власти возложили на евреев трудовую повинность. Власти обращались с ними жестоко, но евреи боялись жаловаться.

В 1815—1875 гг. более половины евреев из-за жизненных тягот покинули Рукель, но все же в 1867 г. в 156 из 320 домов Рукеля проживали евреи. В 1920-е гг. евреи окончательно покинули Рукель.

В 30 км юго-западнее Дербента, высоко в горах, располагался самый большой в северном Табасаране аул Марата. По преданию, евреи жили здесь еще в начале XVII в. Но самое древнее надгробие, найденное здесь, датировано 1741 г. В 1860-х гг. в Мараге проживала небольшая еврейская община — около двух десятков семей. Евреев принуждали выполнять различные работы, соседи относились к ним жестоко, поэтому евреи стремились переселиться в другие аулы. В 1875 г. здесь оставалось только 10—12 семей. Вскоре и они покинули Марату, и когда И. Анисимов посетил Кавказ в 1886 г., евреи в этом ауле уже не проживали.

Недалеко от Мараги на берегу реки Рубасчай располагались три аула — Цанак, Хели и Нютюг. Все три аула иногда называли одним обшим топонимом Хели-Пенджик. По преданию, евреи жили здесь еще со времен персидских царей. В XIX в. евреи жили на землях, принадлежащих местным бекам, и платили им тяжелые налоги. В 1867 г. в трех аулах проживало 15 еврейских семей (всего там было 42 дома). По всей видимости, еврейская община здесь прекратила свое существование во время гражданской войны.

На берегах реки Рубас-чай располагались также аулы Аглаби и Хошманзиль. В обоих аулах проживало в конце XIX в. около 30 еврейских семей (примерно половина населения, остальные семьи были азербайджанскими). В XX в. еврейская община здесь выросла до 45 семей (из общего числа — 64 семьи): евреи составляли 67% населения двух аулов (165 человек). Но позже евреи покинули оба эти аула.
В 1926 г. в аулах южного Табасарана уже не было евреев.

В 35 км южнее Дербента, высоко в лесистых горах, расположен аул Нюгди, название которого с татского переводится как «новое поселение». Когда в этом ауле поселились евреи, установить не удалось. В 1867 г. в нем проживали 74 семьи: 68 еврейских, остальные — лезгинские. В конце XIX в. рост еврейского населения в Нюгди прекратился: молодежь в поисках заработка стала переселяться в города.

В ауле Селах в северном Табасаране И. Черный нашел надгробный камень, датируемый 1767 г. В середине XIX в. большинство евреев Селаха перебралось в соседние аулы — Гемейди, Марага и Рукель, в ауле осталось только 10 семей, и они обратились к генералу князю Орбелиани с просьбой разрешить им покинуть аул. Генерал разрешил — на том еврейское поселение в Селахе прекратилось. По сведениям И. Черного в 1866 г. уже ничто не напоминало о том, что здесь когда-то жили евреи. Еврейское кладбище было осквернено, могильные камни разбросаны или унесены для строительства домов.

В годы гражданской войны горские евреи покинули многие аулы, в которых жили веками, и поселились в новых. В этих аулах, куда евреи пришли недавно, они составляли ничтожное меньшинство. Один из таких аулов — Великент в 20 км юго-восточнее Дербента, недалеко от железной дороги, ведущей в Баку. Согласно переписи 1926 г., здесь было 6 еврейских семей, они составляли 2% всего населения. Горские евреи покинули аул в середине 1930-х гг. Недолго прожили еврейские семьи и в ауле Берией в 27 км севернее Дербента. В 1926 г. здесь проживало 13 еврейских семей (35 человек, 3,8% населения).

Жили евреи и в аулах, расположенных на севере и северо-западе от Дербента, в междуречье Сулака и Терека, на границе с Чечней. Здесь их соседями были кумыки. Во всех аулах Кумыкской плоскости между Судаком и Тереком в 1867 г. проживало около 1000 горских евреев. К 1900 г. их число возросло до 1200 человек.

Селение Эндери позже стало называться Андреевское или Андреевка. В XVIII в. здесь проживало около 80 еврейских семей. Любопытна история их появления. В 1774 г. во время очередной междоусобицы жители Эндери напали на соседний Кайтаг и угнали оттуда 200 мусульманских семей и около 80 еврейских. По другим данным, переселенцы — мусульмане и евреи — ушли в Эндери добровольно, спасаясь от жестокого угнетения. В отместку за это правитель Кайтага Амир-Хамза захватил в плен члена петербургской академии наук С. Г. Гмедина (1745—1774) и сопровождавших его людей, возвращавшихся из научной экспедиции в Иран. Российские власти потребовали у Амира-Хамзы отпустить Гмелина, хан Кайтага выдвинул условие: пусть владетели Эндери отпустят угнанных из его владений жителей. Российские власти обратились к правителю с просьбой обменять угнанных кайтагцев на академика — хан Эндери отказался, заявив, что эти семьи перебрались к ним добровольно и возвращаться к жестокому Амиру-Хамзе не хотят. Гмелин так и скончался в плену.

Во время Кавказской войны Эндери неоднократно подвергалось налетам отрядов Шамиля. В 1867 году здесь проживало только 23 еврейских семьи — около 4% от общего населения аула. После революции и гражданской войны в Эндери уже не осталось еврейских семей.

Высоко в горах среди скал располагался аул Аксай. В 1825 г. его жителей обвинили в убийстве русского офицера и переселили на плоскость, на берег небольшой речушки Ташкечай. Отсюда и название аула Ташкеча. Расположен Ташкеча в 25 км от Эндери и в 20 км от Хасавюрта, на границе между Дагестаном и Чечней. Сюда позже переселились евреи, которые бежали из Эндери от погромов. В XIX в. еврейское население Аксая-Ташкечи постоянно росло. В 1867 г. здесь проживали 82 семьи горских евреев (533 человека), в 1900 г. — 700 человек. По переписи 1926 г., после революции и гражданской войны, здесь осталось всего 19 еврейских семей (97 человек).

Аул Костек расположен в 50 км северо-восточнее Эндери и в 60 км восточнее Аксая. В XIX в. сюда переселилось несколько преследуемых еврейских семей из Тарков и Эндери. По описанию современника, Костек был обнесен широкой изгородью из колючего кустарника, а с юга защищен речушкой Карасу. В изгороди было несколько проездов, по ночам и их закрывали, и после наступления темноты никто не мог ни войти в аул, ни выйти из него. В 1867 г. в Костеке проживало 37 еврейских семей. В 1893 г. учитель местной школы Афанасьев описывал отношение мусульманского населения к евреям:

Их унижают и презирают. Кумыки при любом удобном случае стараются оскорбить еврея, унизить его. Само слово «джугут» (еврей) считается словом бранным. Особенно это отношение заметно во время драк. Если дерущиеся — кумыки, то люди стараются их разнять, успокоить, если же это — евреи, то не только не разнимают — напротив, науськивают, натравливают друг на друга (*2).

Во время гражданской войны евреи покинули аул Костек.

Селение Тарки расположено на столбовой дороге с Волги в Закавказье. Евреи жили тутеше в средние века, но по неясным причинам их община прекратила здесь свое существование. Вернулись они сюда во времена правителя Мехти (1794—1830), который обещал защищать их. В 1820-х гг. российские власти обязали жителей Тарков участвовать в строительстве русской крепости Петровск. В этом участвовали и евреи Тарков. В годы Кавказской войны горцы неоднократно нападали на еврейский квартал Тарков.

В 1867 г. здесь проживало 49 еврейских семей — 5,2% от общего числа жителей. В 1886 г. было 56 еврейских семей (300 человек). По переписи 1897 г. здесь проживало 313 евреев — 12% населения аула.

Тарки связаны с именами раввина, педагога и писателя Шербета Нисим-оглы и его сына, исследователя истории и этнографии горских евреев Ильи Анисимова.

В 35 км южнее Тарков расположен аул Карабудахкент, в котором евреи жили еще в средние века. Через этот аул проходила дорога, соединявшая Темир-Хан-Шуру с Дербентом и Кубой. К 1860-м гг., в результате постоянных притеснений, у евреев были отобраны все их земли, и им негде было даже хоронить своих покойников — им не выделяли землю для кладбища, и они были вынуждены возить своих умерших на кладбище в Буйнак. В середине XIX в. в ауле осталось только 18 еврейских семей. В начале XX в. их число достигло 30, но после гражданской войны в Карабудахкенте осталось только две еврейские семьи.

Селение Буйнак расположено в прибрежной полосе Каспийского моря. В 1886 г. в Буйнаке проживало только 15 еврейских семей (90 человек). Евреи жили в домах, арендованных у кумыков, ноу них здесь не было синагоги, и они скоро покинули Буйнак. Часть переселилась в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск).

Аул Султан-Янги-Юрт принадлежал в XIX в. к так называемым «вольным общинам» — поселениям, которые не принадлежали ни одному из ханств. Они были основаны беженцами из разных аулов. В Султан-Янги-Юрте в 1867 г. проживало 7 еврейских семей (40 человек). В конце века и они поки¬нули аул.

Покинули свои дома и евреи, жившие в Дженгутае, Черкее, Эрпели, Кази-юрте, Янги-Кенте. Дургели было одним из самых крупных селений в этом регионе. В 1867 г. здесь проживало 819 семей, 35 из них — еврейские (175 человек).

Неподалеку располагалась Еврейская долина — Джугут ката, в которой в начале XIX в. располагались три аула, населенные в основном евреями. После очередного погрома евреи переселились из Еврейской долины в Верхнее Терекеме и Маджалис.

В 1867 году большинство населения в Верхнем Тере-кеме было еврейским — 116 семей из общего числа в 165 семей.

В 1867 г. 80 из 165 семей в Маджалисе были еврейскими. В 1926 г. в Маджалисе насчитывалось 69 еврейских семей, они жили отдельным поселком, называвшимся Нижний или Еврейский Маджалис.

Маджалис представляет собой обширную долину на стыке гор и предгорий — давний центр исторической области Кайтаг. На территории долины расположены друг подле друга три селения: даргинское, кумыкское и еврейское. Еврейский Маджалис занимает нижнюю, с кавказской точки зрения, наименее престижную часть долины, и отличается от расположенных рядом селений тем, что дома стоят в нем очень тесно, почти без приусадебных участков — проявление обычного на Кавказе еврейского безземелья.

В 1930-х гг. в Маджалисе снесли синагогу, но община сохранила свитки Торы и продолжала собираться по домам. Тогда же был создан еврейский колхоз, который был впоследствии слит с соседним даргинским колхозом. Маджалис — одно из немногих горных селений, в котором евреи занимались сельским хозяйством еще в середине нашего столетия. После войны большая часть горских евреев постепенно покинула Маджалис и разъехалась в Дербент, Буйнакск и Махачкалу. В 1994 г. в Маджалисе проживало только 7 еврейских семей, остальные дома Еврейского Маджалиса населяли мусульмане.

После прихода русской армии на Северный Кавказ был основан целый ряд новых укрепленных поселений. Рядом с крепостями естественно возникали торгово-ремесленные посады, которые превратились в города. По крайней мере, в семи из этих городов в XIX в. поселились горские евреи.

В 1830-х гг. русская армия построила крепость на правом берегу реки Ярыксай, в 80 км от Петровска. Вокруг крепости разрослось гражданское поселение Хасавюрт. В нем жили, среди прочих, русские евреи, демобилизовавшиеся из армии, и горские евреи. В 1860 г. в Хасавюрте жило 446 семей, 22 из них — горских евреев. Сюда активно съезжались горские евреи из соседних аулов, и уже в 1867 г. число семей горских евреев достигло 40 человек.

Еврейское население в Хасавюрте продолжало расти, и в 1874 г. согласно официальным данным здесь проживало всего 1280 евреев (ашкеназских и горских) при общем количестве населения 3900 человек, при этом большинство евреев было ашкеназского происхождения. В последующие годы число евреев в Хасавюрте несколько уменьшилось. В 1931 г. этому населенному пункту был присвоен статус города — и это послужило причиной притока сюда горских евреев.

После второй мировой войны еврейское население сильно сократилось. При переписи 1959 г. в Хасавюрте проживало 300 горских евреев.

В 1845 г. в 15 км от Хасавюрта была заложена крепость Гели-Бак. В этой крепости размещался армейский штаб, и она стала базой снабжения воинских частей. В 1867 г. здесь проживали 112 евреев (горских и ашкеназских), что составляло 27% населения. В конце XIX в. все горские евреи покинули этот населенный пункт.

Горские евреи жили и в крепости Дашлагар в 62 км от Петровска на границе ханств Тарки и Кайтаг.

Продолжение следует...
______________
(*1).И. Черный, 1884. С. 94.
(*2).Афанасьев, 1893. С. 89.


Источник: Книга: ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / История, этнография, культура, 1999 г.

Похожие статьи