О переселении горских евреев в Крым в 1920–1930-х годах
2
Занимаясь журналистикой, я часто черпаю информацию по той или иной теме на просторах Интернета и в исторической литературе. И одна из познавательных, интересных тем – это история нашего народа.
Тема Холокоста горских евреев, к сожалению, недостаточно изучена, и даже спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны нет списка всех погибших. Возникает вопрос: когда и как в Крыму был создан горско-еврейский колхоз имени Шаумяна? Чтобы ответить на него, необходимо исследовать тему еврейских колхозов в Крыму в 1920–1930-х годах».
С установлением советской власти и началом колхозного движения в СССР был задействован проект создания автономной еврейской республики в Крыму. Эта идея неоднократно поднималась в высших аппаратах ЦИК СССР до и после Второй мировой войны, но так окончательно и не была реализована. Хотя известно, что данный проект изначально был поддержан Иосифом Сталиным с целью пропаганды в США в пользу Советского Союза.
Развитие колхозного движения среди горских евреев и переселение в сельские районы велось по трем направлениям – Крым, Кавказ и Биробиджан. В основном этот проект осуществлялся путем выселения людей из городов и отправки их для «экономического оздоровления» сельского хозяйства страны.
Если говорить о переселении горских евреев в районы Крыма, первые из них прибыли туда в 1924 году. Вероятно, у прибывших теплилась надежда, что со временем они через Одессу смогут эмигрировать в Эрец Исраэль. Через год в крымский город Джанкой прибыло еще 20 семей. В 1926 году к ним присоединилось 25 горско-еврейских семей из Азербайджана, в 1927-м еще 50 семей, а немного позже – 35 семей.
В 1920–1930-х в Крыму было образовано пять еврейских национальных районов, в которых действовало 213 еврейских колхозов. Однако репрессии существенно подорвали еврейское земледелие в Крыму. Одной из причин стала новая прихоть Сталина – переселение евреев в Биробиджан. Позволю себе привести поэтапно события 90-летней давности:
В августе 1924 года ЦИК СССР постановил образовать Комитет по землеустройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ). Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) создавал все условия для привлечения еврейского населения к сельскохозяйственному труду.
16 декабря 1924 года СНК СССР утвердил договор с «Агро-Джойнтом» (Американское еврейское объединение агрономических корпораций), разрешив ему работать в пределах СССР по созданию еврейских колоний для занятия земледелием. «Агро-Джойнт» выделил для этой цели 15 млн рублей. Новый договор с «Агро-Джойнтом» был заключен 31 января 1927 года, от имени советского правительства подписали его председатель Комзета Петр Гермогенович Смидович, от имени США – президент и директор «Агро-Джойнта» доктор Джозеф Розен. «Агро-Джойнту» разрешалась деятельность, направленная на привлечение советских евреев к занятию сельским хозяйством, а также на укрепление существующих еврейских колхозов и сельскохозяйственных промыслов.
В мае 1926-го был определен план расселения евреев по СССР на 10 лет – 100 000 семей (500 000–600 000 человек). Основной базой переселения КомЗЕТ определил Крымскую АССР, где в 1927–1936 годах должно было быть размещено 250 000–300 000 еврейских переселенцев.
Решением Крымского ЦИКа от 5 сентября 1930 года село Фрайдорф становится центром еврейского национального района. И уже через год, в 1931-м, ОК ВКП(б) и крымское правительство в своих решениях констатировали, что «еврейское переселение в Крым себя политически и хозяйственно оправдало». Переселение евреев совпало с раскулачиванием и насильственным выселением из Крыма зажиточных крестьян.
Вопросы еврейского переселения в Крым и создания колхозов освещались в газете «Красный Крым» за 1925–1938 годы, а также в некоторых сборниках и справочниках. Краткие сведения на эту тему имеются и в книге Н.В. Дена «Крым», где подчеркивается, что евреи-переселенцы осваивали в основном степные пространства.
Несмотря на высокие оценки в 1931–1932 годах, идея заселения Крыма евреями оказалась нежизнеспособной, и многие переселенцы вскоре разъехались по крупным городам или вернулись обратно. Основной причиной было то, что евреи переселялись в основном в сравнительно неблагополучные районы Крыма, такие как степи вокруг Джанкоя, – видимо, с целью развития сельского хозяйства в этих районах. Крайне плодородный и климатически удобный юг Крыма евреями не заселялся, климат же в районе Джанкоя близок к полупустынному, тем более что рядом находится абсолютно мертвый и соленый залив Сиваш.
В 1938 году переселение евреев было прекращено, а КомЗЕТ ликвидирован постановлением ЦК ВКП(б) как «враждебный контрреволюционный элемент». Еврейские районы и сельсоветы были упразднены. Перепись 1939-го отразила наличие в Крымской АССР 65 000 евреев, из них около 20 000 – в еврейских колхозах.
Информацию о переселении горских евреев в Крым я нашла в книге «Горские евреи: история, этнография, культура» в главе «Экономическая жизнь горских евреев в советский период»: «Слухи о переезде в Крым распространились быстро, выстроились огромные очереди желающих внести свое имя в списки переселенцев. Людей привлекало то, что каждому вновь прибывшему в Крым выделялся участок земли. Однако энтузиазм сразу улегся после того, как выяснилось: переселение планируется не только в Крым, но и в Биробиджан. В 1928 г. в праздничной обстановке из Азербайджана выехала в Крым 81 семья ашкеназских и горских евреев, а 16 семей отправились на Дальний Восток».
Миграция евреев Кавказа продолжалась до 1930 года. В Крыму уже действовало два колхоза, где большинство колхозников были горскими евреями. В колхозе, названном именем деятеля Еврейской секции ВКП(б) Абрама Мережина, насчитывалось 75 семей. Но после его ареста в 1937 году колхоз переименовали в честь Шаумяна. Еще в одном крымском колхозе – «Захметкеш» («Трудящийся») – насчитывалось 125 ашкеназских и горско-еврейских семей.
Во время стремительного наступления немцев на Крым жители колхоза имени Шаумяна не смогли эвакуироваться. Фашисты, методически проводившие уничтожение евреев Крыма, поначалу не обратили внимания на небольшое поселение, где проживали семьи горских евреев, благо оно еще даже не было нанесено на карту. Но один из местных жителей счел своим долгом донести об этом: в штаб немецкой армии в Евпатории в марте 1942 года поступил донос о том, что в 4 км от села Порфирьевка обнаружен еврейский колхоз с населением 114 человек. Ликвидация жителей колхоза имени Шаумяна стала первым фактом в истории Холокоста горских евреев.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»