Завоевание Иерусалима царем Давидом

Первым шагом Давида как  царя «всего Израиля и Иудеи» было завоевание Иерусалима у иевусеев и превращение его в новую столицу государства. Это событие стало одним из важнейших в истории Израиля и Иудеи.
          
Описание захвата города дошло до нас в двух различных версиях: во Второй книге Царств и в Первой книге Паралипоменон. Текст обеих версий содержит ряд туманных и трудных для понимания предложений.
•Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. 
•В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.
•И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», - это значило: « не войдет сюда Давид».
•Но Давид взял крепость Сион: это – город Давидов. 
•И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Иевусеев и доберется до трубопровода  и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида… Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом.
•И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.
Описание завоевания города наименее понятно. В особенности это относится к выражениям «слепые и хромые» и к словам: «и доберется до трубопровода» (дословно «и дотронется до трубы»). Исследователи предложили различные их объяснения. Остановимся вкратце на основных гипотезах, выдвинутых учеными по данному вопросу. Предполагается, что «трубопровод»- это так называемая «шахта Уоррена» (шахта является частью системы колодцев, проходов и шахт, которая позволяла добывать воду из источника, не выходя за пределы городской власти, и названа по имени исследователя, который в 19 веке заново открыл её) – подземный канал по которому воды Гихона поступали в иевусейский город. Смысл фразы, таким образом, состоит в том, что воины Давида  проникли в город по «трубе». Что же касается «слепых и хромых», то, по мнению ученых, речь идет о магической церемонии, с помощью которой иевусеи хотели испугать Давида и его людей. Ученые опираются на схожую картину церемонии принятия присяги армией в царстве хеттов в малой Азии. По-видимому, было принято выставлять хромых и слепых на стенах города и запугивать неприятельских солдат тем, что они тоже станут хромыми и ослепнут, если нападут на город.
           
Завоевание Иерусалима Давидом привело к уничтожению иевусейского анклава, который отделял территории южных племен (Иуда и Симеон) от племен севера и центра страны. Тем самым был сделан ещё один шаг на пути объединения всех племен Израиля в единое государство.
          
Библия сохранила лишь отрывочные сведения  о судьбе жителей города после его завоевания израильтянами. Из описания приобретения участка земли у последнего иевусейского царя-Орны-иевусеянина можно заключить, что население Иерусалима не было уничтожено. Более того, Орна, продолжал жить в городе под покровительством нового царя и даже владел земельными угодьями на горе Сион. Среди иевусеев - жителей города, переживших его захват Давидом, можно упомянуть Урию-хеттеянина, который служил в армии Давида  и имел дом в Иерусалиме. По-видимому, иевусеи со временем растворились среди израильтян.


Иерусалим – столица Объединенного Царства

После завоевания города Давид переселился из Хеврона в Иерусалим. Сионской крепости он дал название «Город Давида» и провозгласил Иерусалим столицей Объединенного царства. Понимая сложность племенного состава народа Израиля, сепаратистские устремления каждого колена и, в особенности, наличие двух политических образований- Израиля и Иудеи , Давид стремился к созданию независимости, надплеменного центра, вокруг которого сможет объединиться народ.
         
Как уже было сказано, стратегические и топографические соображения не играли решающей роли. Иерусалим расположен на относительно низком холме, по сравнению с окружающими его холмами, удален от важнейших дорог страны, небогат водными источниками и сельскохозяйственными угодьями. Возникает  вопрос:  почему в таком случае, не был выбран в качестве столицы другой город, например, Гаваон? С ним у колен Израиля была связана давняя традиция святости, его высоко даже впоследствии ценил Саул, в нем располагался большой жертвенник.
Можно перечислить несколько причин, в соответствии с которыми Давид сделал Иерусалим столицей своего царства:
•Давид хотел, чтобы столица царства была связана с ним и с его династией, то  есть,   представляла собой его личное семейное владение. Поэтому он выбрал чужой израильтянам город, на который не распространялась власть какого-либо колена Израиля.
•Давид избрал в качестве столицы город, располагавшийся за пределами владений Иуды, для того, чтобы продемонстрировать всеизраильский характер своего государства. Это государство должно было объединить колено Иуды с остальными коленами , в отличие от местно-племенного характера его предыдущего со столицей  в Хевроне.  По этой же причине он выбрал город, располагавшийся в иевусейском анклаве, за пределами владений какого-либо из колен. 
•Выбрав в качестве столицы «нейтральный» город, не принадлежавший  ни колену Иуды, ни какому-либо другому колену, Давид стремился предотвратить чувство ревности конкуренцию между коленами.
•Давид отлично понимал,  что его основной опорой является колено Иуды, в то время как среди других колен есть немало сторонников семьи Саула  и людей, не  желающих видеть своим царем представителя колена Иуды. Поэтому он не сделал своей столицей один из городов центра страны, например Сихем (Шхем), а выбрал город, расположенный поблизости от владений колена Иуды.
Давид не только превратил Иерусалим в административную и политическую столицу своего государства, но и сделал город религиозным и культурным центром, неразрывно связанным с его династией. В этом состоит отличие Иерусалима от предыдущих столиц Израиля. Так, Дан и Бейт-Эль служили религиозными центрами, но не являлись столицами государства. С другой стороны, Шхем, Пенуил, Тирца, Самария (Шомрон) выполняли функции административных столиц, но не играли особой роли в религиозной сфере.
   
Превращение Иерусалима в религиозный и национальный центр израильского царства было связано с рядом действий, предпринятых в эпоху Давида и его преемника Соломона:
•Давид сделал Иерусалим местом пребывания царя, его двора и свиты. Он превратил город в административный центр, из которого осуществлялось управление всем государством. В Иерусалиме , жили и работали высшие чиновники и размещалось военное командование.
•Подобное развитие событий естественным образом привело к росту города, его застройке и укреплению, созданию «милло» и постройке дворца из кедра. Милло, является насыпью, соединившей Город Давида с Храмовой Горой. «Миллуй» на иврите означает «наполнение» «начинку». Отсюда следует вывод, что уже в эпоху Давида город начал расти в северном направлении и вышел за пределы территории иевусейского Иерусалима.

11.И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду.(2 Цар5:11)
•Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета - древнюю святыню , свидетельствующую о союзе народа с его Богом и о единстве колен. Под звуки шофара Ковчег был перенесен в Город Давида и помещен в особом шатре (скинии), который построил для него Давид. 
Местонахождение Ковчега Завета, «путешествовавшего» с израильскими племенами, часто менялось. Он находился в Силоме (Шило), Кирьят Яариме и других местах, освящая их своим присутствием и вдохновляя воинов перед битвами. Перенос Ковчега в Иерусалим свидетельствовал о том, что роль национального культового центра принадлежит отныне новой столице. Создание скинии и внесение священных культовых принадлежностей помогло установить неразрывную связь между новым центром культа (Иерусалим не обладал какой-либо особой святостью в глазах израильтян до эпохи Давида) и самим культом.
Важнейшей частью процесса превращения Иерусалима в религиозный и культовый центр была постройка в городе жертвенника Богу Израиля. Он располагался на вершине горы Сион, на участке земли, приобретенном Давидом у иевусея Орны. Таким образом, жертвенник являлся собственностью царя.
22.И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.
24. Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему, жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра.
25.И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы (2 Цар 24).
Отметим, что в соответствии с библейской традицией Давид купил это место, а не захватил его силой. Данная традиция должна была, по-видимому, придать  законную силу превращению Иерусалима в  «Город Давида», частное владение его семьи. Давид следовал здесь обычаю, весьма распространенному среди царей Древнего Востока, которые приобретали или отстраивали города, а затем называли их своим именем. На этом месте решили построить особое здание и поместить в нем Ковчег Завета. Несмотря на то, что Храм был построен лишь во время царствования его сына Соломона, именно Давид, создав жертвенник, заложил основу Храма.
У израильтян и ранее существовали храмы, однако Давид намеревался построить единственный  и неповторимый царский храм. Древняя скиния была храмом кочевников. Ковчег Завета также был связан с идеей переносного храма. Представления о святости Страны Израиля сформировалось под влиянием скинии и ковчега (Книга Йеошуа  бен Нуна 22:19).Однако понятие святости относилось здесь ко всей стране, а не к какому-либо определенному месту. Давид был автором идеи о выделении особого места для Ковчега Завета. Он хотел построить в своей царской столице специальный храм для Ковчега, место  Господу для пребывания его во веки веков, по словам царя Соломона(3 Цар 8:13). В этом проявилось стремление Давида к созданию символов. .Ему принадлежат разработка идеи избранности города и храма, которая окончательно сформируется спустя много десятков лет в книге  Второзакония. Таким образом, идея о политической избранности предшествовала идее об избранности культовой. Сам факт строительства царем храма для Ковчега придавал особый статус данному месту отправления культа и городу, в котором оно находится. Возведение храма служило символом божественной избранности города  Давида и самого царя. Саму идею о божественной избранности разработал никто иной,  как  царь Давид. В этом заключается колоссальное влияние, оказанное им на религию и культ Израиля. Благодаря ему понятия избранной династии, избранного города и избранного храма превратились в важнейшие символы еврейской религии вплоть до наших дней. 
В дни царствования Давида и в более поздний период сложилась традиция, в соответствии с которой династия Давида является единственной законной династией царей, а Иерусалим занимает центральное положение как столица страны. Иерусалим избран Богом как место его пребывания,  а сам город неразрывно связан с династией Давида, также навечно избранный Богом. Потомки Давида, разумеется, старались всячески укрепить эту традицию. Эта идея нашла свое отражение также и в словах пророков Натана и Гада, живших во времена Давида:
15. Но милости Моей не отниму от него , как Я отнял от Саула, которого я отверг пред лицом твоим.
16. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим , и престол твой устоит во веки. (2 Цар 7)
В дни царя Соломона эта мысль повторяется у Ахии Силомлянина:
 32. А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима , который Я избрал из всех колен Израилевых (3 Цар 11).
 В дополнение к этому делались попытки приписать Иерусалиму древние традиции святости и тем самым ещё более упрочить его особое место в национальном сознании народа Израиля. Одна из таких традиции связывает Авраама с Мелхиседеком, царем Салима (идентичность Иерусалима и Салима, может быть выведена из следующей строки Псалтиря: «И было в Салиме жилище Его пребывание Его на Сионе» - Псалом 75:3)
18.И  Мелхиседек , царь Салимский , вынес хлеб и вино, -он был священник Бога Всевышнего.(Быт 14).
   
В соответствии с этой традицией еще во времена патриархов Иерусалим был известен как  столичный город и центр культа «Верховного Бога», т.е. Бога Израиля. Более того, в Псалтире содержится упоминание о том, что царские и жреческие функции Мелхиседека, царя Салима, были на вечные времена переданы Богом Давиду («Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Пс 109 :4)
Другим источником традиции о древней святости города являлось предание о приношении Исаака в жертву Богу Авраамом. Авраам приносит Исаака  в жертву «в земле Мориа… на одной из гор». Это место он называет «Адонай ире» ( в синодальном переводе «Иегова –ире»-«Господь усмотрит»). Это означает, что речь идет о Горе Сион, на которой впоследствии Соломон построит Храм. Таким образом, подразумевается, что Храм был построен на месте, которое благодаря жертвоприношению Исаака является священным с древнейших времен. Во всех вышеупомянутых традициях подчеркивается связь между судьбой нации и Иерусалимом  с находящемся в нем Храмом. 
Традиция , в соответствии с которой существует неразрывная связь между Народом Израиля , династией Давида , Храмом  и Иерусалимом , которые навеки веков избраны Богом Израиля , начала складываться при жизни Давида  и развивалась до конца эпохи Первого Храма. Для доказательства ее верности не раз использовались те или иные происходившие события.

Автор:
Похожие статьи