Богдановка - «Бабий Яр» горских евреев

     Семен Инотаев - организатор и инициатор открытия памятника в Богдановке в 90-е годы, сегодня его тоже уже нет в живых, но память о таких людях живет в сердцах детей, внуков, земляков...
      Бабий Яр - боль и незаживающая рана, и трагедия всего еврейства. Мы - евреи, и независимо от того, к какой общине относимся - ашкеназов, горских евреев или бухарских евреев, или выходцев из Грузии, - мы должны оставаться справедливыми хотя бы по отношению к памяти павших. И если мы кричим на весь мир о Катастрофе европейского еврейства, то нельзя нам забывать и о Катастрофе Горских евреев. А ведь это одна из малочисленных народностей, где счет не идет на миллионы. И здесь потеря даже одного человека равносильна потере целой тысячи.   
      Моздок, Менжинск, Нальчик, Пятигорск и, наконец, Богдановка, ставшая «Бабьим Яром» горских евреев. По сей день неизвестно точное число людей, замученных и расстрелянных гитлеровцами в каменоломнях Машука. Этим вопросом в свое время занимался в качестве члена Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений известный русский писатель Алексей Толстой, автор книг «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам» и других. Северный Кавказ, где проживала основная масса горских евреев, был для гитлеровцев малознакомым местом. Ашкеназских евреев нацисты знали. Они встречали их в Германии, Польше, Австрии, Франции. Но им в голову не могло прийти, что Моисеево племя может оказаться у подножия Казбека и Эльбруса, и даже на Ставропольщине. Волею судьбы, спасаясь от преследования, еще задолго до войны какая-то часть горских евреев облюбовала себе почти заброшенный хутор. Сразу же дали ему название Менжинск, в честь ученого еврея, много сделавшего для этого края. Через некоторое время о новом еврейском колхозе заговорили во всей округе, хозяйство было крепким и зажиточным. Правда, синагоги здесь не было. Местные власти противились этому. Но каждая семья соблюдала еврейские традиции и кашрут, каждую пятницу сюда приезжал раввин из Моздока, расположенного в 30-км от еврейского поселка. 
     Все, казалось, было хорошо. Но вот грянула война. И наступил роковой сентябрь 1942 года. Мирные люди ничего не знали о зверствах гитлеровцев, об их патологической ненависти к евреям. Не знали они даже того, что всего неделю назад фашисты безжалостно уничтожили еврейскую общину Богдановки. Нашлись предатели и недруги, которые оказали горским евреям «дружескую» услугу за их хлебосольство и гостеприимность, за их отзывчивость и готовность помочь. Но самым трагическим было то, что горские евреи, ни о чем не подозревая, предоставляли оккупантам кров, делились с ними продуктами. В Богдановке жили не только евреи. Жили и русские, и армяне, и казаки. Вначале оккупанты вели себя более-менее прилично, разве что позволяли себе зайти во двор и конфисковать курицу. Потом вдруг стали наглеть, могли избить человека, увести последнюю скотину. Предатели делали свое черное дело. Они сообщили фашистам, что больше половины населения Богдановки - евреи, и много светлолицых, рыжих, с голубыми глазами. А эти - настоящие горцы, смуглые, черноволосые, усатые, и говорят они на каком-то непонятном языке...
      К «Варфоломеевской ночи» каратели готовились долго и тщательно, почти четыре месяца. В первую очередь они позаботились о том, чтобы никто из других людей (неевреев) ничего не знал о предстоящей акции. Во всех домах окна были замазаны известкой. Все были строго-настрого предупреждены: Оповещающих ждет расстрел! Но отважные все-таки находились. И в едва заметную щелочку они следили за происходящим. А зрелище, которое они наблюдали, было страшным, горских евреев аккуратным строем гнали... на расстрел. Сначала более крепких, потом стариков, женщин и детей. Очевидцы трагических событий рассказывали потом, что очень долго слышался душераздирающий детский плач. Было ясно, палачи отнимают малышей у их матерей. А потом раздавались автоматные очереди, которые то утихали, то вспыхивали с новой силой. Это расстреливали очередную партию евреев. 
     Буквально через несколько часов после того как оккупанты отступили из Богдановки, в поселок со всех сторон устремились люди, все уже знали о небывалой трагедии. У многих здесь жили родственники или просто знакомые. Картина, которая открылась им, была потрясающей - из длинного и глубокого рва, заполненного изуродованными телами, валил густой красно-белый пар. Была зима, январь. Видимо бегство варваров было столь стремительным, что они не позаботились о сокрытии своего преступления. Всего нескольким семьям горских евреев удалось спастись тогда от неминуемой гибели в Богдановке. Они остались в живых благодаря человечности других людей, которые, рискуя жизнью, прятали их у себя. Были предатели, но были и такие, кто хорошо знал горских евреев еще до войны и был благодарен им за все доброе, что они им когда-то сделали. Менжинск, Моздок, Богдановка - три населенных пункта, общая трагедия горских евреев. А еще и каменоломни горы Машук, у подножия которой когда-то пролилась кровь Михаила Юрьевича Лермонтова.    
     Нальчикское гетто - вот трагедия, которая не дает покоя старшему поколению. Война есть война. И на войне как на войне. Но всякий раз удивляешься. И «центр», и местные власти были хорошо осведомлены о зверствах фашистов, об их лютой ненависти ко всем евреям без исключения. И зная об этом, местные власти даже не побеспокоились о том, чтобы эвакуировать евреев в безопасные районы. При этом, как стало известно, местные власти рапортовали в «центр» о том, что все меры безопасности приняты, но, увы…
     Судьба горских евреев местных властей мало волновала, и тогда, в годы войны, и после войны. На месте гибели евреев был поставлен обелиск на средства тех немногих кто остался в живых, родственников. О Катастрофе горских евреев старались не вспоминать в России, и впрочем, в Израиле до недавнего времени Северный Кавказ был под «вуалью спрятан». Спасибо нашим старшим, которые подняли вопрос Катастрофы на Северном Кавказе. Мы помним о Моздоке и Богдановке благодаря очевидцам, энтузиастам, которые открыли еще одну страницу Катастрофы не только европейского еврейства, но и Северного Кавказа. И может пришло время, когда надо написать историю горских евреев во время ВОВ на Северном Кавказе, ужас Богдановки, гетто Нальчика, дабы знали наши дети, внуки и последующие поколения. Чтобы ПОМНИЛИ! Знали прошлое своих корней, ведь без прошлого нет настоящего...

Автор:
Похожие статьи