Есть такая профессия - Родину защищать

      Так уж принято, что в каждую годовщину начала Второй мировой войны мы вновь и вновь вспоминаем ее участников, как выживших в ней, так и не вернувшихся с полей сражений. А мне сегодня хочется поговорить о тех представителях моего родного народа, кто избрал свой профессией Родину защищать.
      Несколько лет тому назад, еще до переезда в Израиль, я познакомился с интересным человеком - Борисом Исаевичем Нуриевым, выходцем из села Привольное в Джалилабадском районе Азербайджана. После окончания в Баку АзИНефтехима он был направлен в Россию, где прошел путь от оператора на промыслах в Татарии до руководителя крупнейшего нефтяного производства на Востоке России. 
      Бывают же такие совпадения: занимаясь генеалогией семей горских евреев, я довольно подробно составил родословную Ханукаевых, потомков Давида Асо из Красной Слободы, пытаясь выявить пути переселения отдельных семей в село Привольное. Некоторые представители этого огромного клана также увлеклись этой работой. Удалось получить сведения даже от Ханукаевых, живущих ныне в США и в Израиле. Меня все время удивляла одна ветвь в Ханукаевском генеалогическом древе с нееврейской фамилией "Нуриевы". И вот, неожиданно для себя, совершенно по другому поводу я встретился с представителем этой ветви, человеком с весьма яркой и интересной биографией, да к тому же, что оказалось впоследствии весьма важным, прекрасно владеющим знаниями о своих предках. О самом Борисе Нуриеве, о его жизни, его прекрасном характере, о его поразительно впечатляющей деятельности я обязательно потом расскажу более подробно.
      Наша встреча происходила в Москве, в его новой квартире. Борис Исаевич показал свой семейный фотоальбом, в котором находилась фотография бравого военнослужащего царских времен с четырьмя Георгиевскими крестами на груди. Борис Исаевич, а затем уже его двоюродная сестра Сумхаева Ханна Евдаевна в Баку рассказали мне об этом своем родственнике Ханукаеве Ашире Давидовиче, герое двух войн - Русско-японской и Первой мировой.
      Я уже отметил выше, что существует множество семей, родов, где мужчины предпочитают иметь профессию - "защищать Родину". И мужчины рода Ханукаевых (многие из них имеют другие фамилии - Елизаровы, Давыдовы, Шалмеевы), в основном, имели эту славную профессию. Почти про каждого из них Ханна Евдаевна рассказывала так: "офицер...", "офицер...", "участник войны...", "погиб на фронте..." и т.д.
      Ашир Давидович Ханукаев - четырежды георгиевский кавалер - родился в Еврейской Слободе (г. Куба) примерно в 1885 году. И уже в 1904 (или в 1905) он участвовал в Русско-японской войне, а затем оказался на фронтах Первой мировой. О его наградах здравствовавшие к тому времени его родственники знали только то, что один Георгиевский крест он получил за захват в бою немецкого знамени. А другая высокая награда была вручена ему за то, что во время боя он, подхватив знамя из рук убитого своего знаменосца, бросился с этим знаменем в атаку, подняв за собой свой полк.
      После Первой мировой войны Ашир Давидович вернулся домой. Многие из его родных к тому времени перебрались в село Привольное. В Азербайджане в эти предреволюционные и первые послереволюционные годы происходили трагические события. Астраханбазар (ныне - Джалилабад, районный центр недалеко от села Привольное) переходил из рук в руки. Ашир, грамотно организовав с помощью местных жителей охрану и оборону села, сумел отвести опасность разграбления Привольного, уберечь его жителей от погромов.
      И все же времена уже были другими. Многие уже косо смотрели на эти царские награды, а некоторые невзлюбили его, по-видимому, также и из зависти. Ему опасно было оставаться. А после гибели брата Иосифа он забрал с собой двух малолетних его сыновей, своих племянников, и переехал, по словам родственников, в Одессу. С тех пор нет о нем никаких сведений. Объясняют это тем, что, видимо, небезопасно было в большевистской стране сообщать о своих заслугах при царизме. Поговаривают, что в 1942 (или в 1943) году он приезжал на несколько дней в Баку и навещал семью своей двоюродной сестры Шушан Меировой. Так ли это? Есть также не уточненные сведения о том, что племянники Ашира жили в Ленинграде. Во всяком случае, мы решили начать поиск тех, кто мог бы подробнее сообщить об этом славном сыне своего народа.
      Я сегодня вспоминаю эти свои поиски вот еще по какой причине. Эта фотография бравого воина в папахе с четырьмя Георгиевскими крестами на груди, приведенная здесь, хранится также, как потом я узнал, и в архиве Министерства обороны Азербайджана. Много было сделано предположений о том, кто на ней изображен. Появлялись статьи и в книгах, и в периодической печати. 20 лет назад в газете «Халг газети» в Баку в статье под названием «Sən kimsən, ey igid?» («Кто же ты, герой наш?») было высказано предположение, что это фото принадлежит некоему Теймур-беку Новрузову, о котором писал в своих воспоминаниях генерал Алиага Шихлинский. Высказывались и другие предположения. И только семейный архив рода Ханукаевых позволил поставить окончательную точку в этих поисках.
      Чувство гордости за свой народ призывает нас продолжать подобные исследования, чтобы весь мир знал о славных сынах горских евреев. И слава Богу, что эта работа сегодня подхвачена и нашими молодыми людьми, о чем говорят появляющиеся в последние годы печатные издания.

Профессор Михаил Агарунов

Похожие статьи