История горских евреев в XVII—XVIII вв.

Еврейское население Кавказа в середине XVII в. возросло за счет очередного бегства евреев из Ирана. На это обстоятельство как на причину появления еврейских поселений в Дагестане указывает Иуда Черный:

По случаю разных преследований и угнетений ширванских и персидских владетелей, они <горские евреи> принуждены были искать пристанища в Дагестанских горах, где и жили долгое время, в Джугут-Катте, развалины которого сохранились доныне у подошвы горы, омываемой небольшой речкой Нукерой, на расстоянии одного часа верховой езды от селения Маджалиса, в Кайтаго-Табасаранском округе (*1).

Феликс Шапиро в своей статье «Горские евреи» приводит такое сказание об этих событиях со слов Ханукаева, синагогального старосты в Петровске:

...мы записали сказание о происхождении Карчагского прихода (*2). Ханукаев показал нам древнееврейскую рукопись своего кубинского предка, озаглавленную «Исход Израиля из Персии и Мидии». Рукопись открывается словами: «Изложенное здесь я слышал от моего, блаженной памяти, отца, который слышал это от своего отца, а тот от своего и т. д. А вы, дети мои, берегите это сказание в своих сердцах и передавайте его из рода в род.

В году 5406 по сотворении мира (1646 г.) в Персии появился второй Аман-нечестивец. Он оклеветал нас перед царем, будто мы, скудная горсть затерявшихся в Мидийских горах сынов Израиля, навязываем свой Закон персам, численность которых равна числу звезд на небе и песчинок на берегах морей... По множеству грехов наших Адонай вложил в сердце царя веру в слова Амана, и но всем городам страны был издан указ, чтобы мы, сыны Авраама, Исаака и Якова, изменили — упаси нас, Господь, от этого! — вере предков...

Краска стыда покрывает наши лица, когда мы вспоминаем, что многие из наших братьев и сестер позорно переступили порог... Но большинство предпочли тюрьму, меч и изгнание... Среди них были и мы.

И подобно тому, как наши предки, покинув Египет, блуждали по пустыне сорок лет, перешли Чермное море, пересекли Иордан и пришли в Ханаан, воздвигли Святой Храм и счастливо зажили в стране, текущей молоком и медом,— мы долго странствовали, пересекли море, реки и обрели покой в стране гор, возвышающихся до небес... и построили здесь Дом Бога. Пинхас бен Нисон».

Владелец рукописи уверял нас, что упомянутое в ней море — Каспийское, горы — Кавказские, а Дом Бога — Карчагская синагога в Кубе...

Текст написан на внутренней стороне старинного переплета книги, напечатанной в Венеции в 1579 году. Ханукаев прибавил, что первоначально рассказ был записан на пергаменте, но оригинал давным-давно утерян (*3).

С середины XVII в. горские евреи все чаще упоминаются в сочинениях европейских географов. Немецкий дипломат Адам Олеарий, посетивший Дагестан в 1630-х гг., свидетельствует о торговле табасаранских евреев в Шемахе. Голландский путешественник конца XVII в. Николас Витсен сообщает, что евреи жили в Бойнаке, в лезгинских аулах. Согласно Витсену только во владениях каракайтагских уцмиев (*4)  их численность достигала 15 тыс. человек.

В XVII—XVIII вв. резко возрастает давление на горских евреев: войны, набеги и гонения приводят к целому ряду миграций, определивших судьбу горско-еврейских общин в течение следующих двухсот лет. Это прежде всего миграции из малых общин в большие, из горных аулов в предгорные и равнинные поселения, из сел в города, из областей традиционного проживания в новые регионы. Именно к концу XVIII в. сформировались две наиболее крупные и исторически значимые горско-еврейские общины — община Еврейской Слободы около Кубы и община Дербента. Другим результатом гонений стало обезземеливание горских евреев. Оставаясь формально, в отличие от грузинских евреев, лично свободными, горские евреи в этот период все больше попадают в зависимость от феодальных владетелей, страдают от их поборов и произвола. Учащаются случаи насильственного обращения в ис¬лам целых общин. Жители многих мусульманских аулов до сих пор помнят о своих еврейских предках.

В условиях постоянных нападений на свои поселения горские евреи постоянно меняли места своего проживания, продвигаясь все дальше на север Дагестана и в сопредельные районы Северного Кавказа. В поисках защиты от набегов они вынуждены были искать покровительства у мелких феодальных владетелей, оказываясь от них в полукрепостной зависимости. Положение отдельного еврейского семейства и общины в целом зависело от отношения к ним конкретного князя. Вот как описывает эти процессы Иуда Черный в статье «Горские евреи Терской области»:

Жестокие гонения горцев вынудили евреев <...> спасаться бегством в горы и леса Дагестанские; многие из них прибегнули к кумыкским князьям и были приняты ими на различных условиях в Андреевской деревне (*5), находящейся на урочище Ачи-Коль, при реке Акташе (в 12 вер. от укр. Хасав-Юрта). Это было около 1618 года, вероятно, при Казаналине и Айдемире — двух сыновьях Султана-Мута, первых из тогдашних кумыкских владетелей. Образ жизни, положение и занятие евреев в Джугут-Катте и Ширване оставили мало следов в памяти их нынешних потомков, потому что все книги и письменные документы были разграблены и истреблены горцами. Что же касается до положения их в Андреевской деревне, от начала переселения туда до занятия кумыкской плоскости русскими войсками в 1819 году, то они там были в зависимости от князей и узденей кумыкских, у которых искали защиты от воинственных коренных жителей страны. Так, евреи не имели права участвовать в совещаниях по делам аульного общества, не могли строить и покупать домов, а проживали во дворах кунак-баев (хозяев или патронов), во всех своих делах как-то: по убийствам и по ранениям, по взысканию долгов, по покражам и т. п. они добивались материального удовлетворения не сами лично, но чрез своих кунак-баев и покровителей, одним словом, они со своими семействами и имуществом находились в полном подчинении своим покровителям, ибо лишь те из них, у кого были сильные и добросовестные защитники, могли безопасно жить между туземцами, успешно вести свои торговые дела. Евреям воспрещалось ездить верхом, носить хорошую одежду, особенно шелковую, и вообще им причинялось много страданий от местных жителей; их синагоги были несколько раз разрушены и ограблены. Когда они хоронили умершего, мусульмане раскапывали в ночное время могилу и обирали что было на мертвеце. Если вор подкапывался под дом еврея, обворовывал его, и забывал там свой топор, то на утро приходил отец вора и требовал у еврея возвращения топора, оставленного его сыном ночью; еврей должен был беспрекословно исполнить это требование, но не смел заикнуться при этом о возвращении ему украденного его имущества, из боязни навлечь на себя еще большие неприятности от родственников и друзей вора, повредить на будущее время своей торговле, наконец из страха покушения на свою и целого семейства жизнь (*6).

В условиях произвола со стороны мусульманских властей происходило насильственное обезземеливание горских евреев. К концу XVIII в. еврейские общины были в основном лишены своих земель, и евреи-земледельцы принуждены трудиться на арендованной земле. Евреи поголовно принадлежали к податному населению, причем как иноверцы платили кроме обычных налогов дополнительные. Кроме того, феодалы часто заставляли евреев выполнять всевозможные натуральные повинности, работать на барщине и т. п., что фактически ставило горских евреев в положение крепостных.

В первой половине XVIII в. Восточный Кавказ стал ареной военного со-перничества между Ираном, Оттоманской Портой и Россией. Оттоманская империя при Ахмеде III (1703—1730) пыталась воспользоваться начинавшимся распадом Персии и временным ослаблением России (в результате ее поражения на первом этапе войны со Швецией) и укрепить свои позиции на Восточном Кавказе. Оказывая военное давление, турки в то же время старались опираться на местных правителей. В 1721 — 1722 гг. Кубинское ханство было оккупировано турецкими ставленниками казикумухским Сурхай-ханом и мюшкуринским муллой Хаджи Даудом, которые стали жестоко притеснять евреев и армян.

Россия тоже не хотела уступать и, закончив Северную войну, двинула войска на Кавказ. В 1722 г. русская армия во главе с Петром I совершила поход в прикаспийский регион. Все три соперничающие в регионе державы, разумеется, старались перетянуть местных феодалов на свою сторону. В результате ряд ханов воспользовались покровительствовом со стороны России и серия антииранских восстаний на Кавказе (в 1707—1712, 1720, 1721 гг.) ослабила влияние Ирана в регионе. Кубинский хан перешел в русское подданство.
 
Продвижение России на Кавказ и потеря Ираном своих позиций на Восточном Кавказе обострили отношения между Россией и Оттоманской Портой, войска которой в свою очередь двинулись на север.

Неминуемая, казалось, война между Россией и Оттоманской империей была в последнюю минуту предотвращена: в июле 1724 г. был заключен Куштинский договор, согласно которому был признан контроль России над узкой полосой вдоль Каспийского моря, в то время как остальная часть Закавказья отходила под протекторат Оттоманской империи. Власть обеих империй была шаткой, во многом зависела от местных правителей, которые лавировали между ними.

Обзор положения горских евреев в этот первый, недолгий период владычества России на Восточном Кавказе дал в своих записках артиллерийский офицер петровской армии Иоганн Густав Гербер (умер в 1734 г.). Специальная глава «Жиды»(*7) в его сочинении «Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и об их состоянии в 1728 году» посвящена горским евреям. Этот короткий текст как первое развернутое историко-этнографическое описание горских евреев заслуживает особого внимания. Гербер писал:

Жиды также находятся в различных местах сих стран, например между хайтаками (*8), в Ширване, Рустау (*9) и Кубе и проч. Они говорят тем языком, в которой стране живут, а раввины их разумеют также и по-еврейски.

В Шамахии (*10) некоторые из сего народа отправляют купечество. Прочие питаются в деревнях пашней и скотоводством. Они прежде торговали армянскими и грузинскими невольниками, но сие при Российском владении запрещено.

Живущие между хайтаками должны по велению узмая (*11) с прочими тамошними народами отправлять и военную службу. Они платят как армяне сверх обыкновенной подати карачь (*12), или подушные деньги. Сверх того употребляют их во всякую грязную и трудную работу, в которую употреблять музулмана нельзя. Им больше не оставляют, как чем бедно себя пропитать могут. Когда жид куда-нибудь поедет, и ему кизильбаш или иной какой музулман попадется на встречу, то он должен свернуть с дороги в сторону, и когда потребуют, то также сойти с лошади; буде же он того не сделает, то вольно музулману его бить до тех пор, что едва жив останется, и жид не смеет о том жаловаться.

Они сами объявляют, что по большей части произошли из колена Иудова, а некоторые из Вениаминова, напротив того, многие не знают, к которому колену принадлежат. Раввины их также ничего больше не знают, как токмо то, что предки Музулом Пади-шахом, или царем Музулским (*13), то есть Ниневитским уведены в полон из Иерусалима и разосланы по Мидии и по здешним странам.

Они прежде были многолюдны, но для многих нападков, чиненных от тамошних жителей, завсегда умалялись, и не могут паки размножиться. Впрочем управляют ими в деревнях собственные их старшины (*14).

В этом очерке, несмотря на его краткость, намечены основные проблемы и особенности истории и этнографии горских евреев. Отмечается характерное для горских евреев раздвоение исторического сознания: с одной стороны, горские евреи — интегральная часть еврейского народа (из колена Иудова), с другой, потомки потерянных десяти колен (царем... Ниневитским уведены в полон) (*15).

Гербер точно очерчивает территорию расселения горских евреев (южный Дагестан, район Кубы, Ширван, Шемаха), описывает их занятия (земледелие, скотоводство, торговля).

Он показывает, что евреи на Кавказе, как и в других мусульманских странах, подвергались не только ограничениям и поборам, продиктованным законами Омара (харадж, запрещение ездить верхом и т. п.), но были также объектом постоянного угнетения и произвола, чему есть немало свидетельств и в более поздних источниках. В то же время Гербер упоминает участие евреев в военной службе, что объясняет отмеченную позднейшими исследователями привычку горских евреев к оружию.

В 1730-х гг. Россия уходит из Восточного Закавказья. В тот же период, с приходом в Иране к власти Надир-шаха (1688—1747), на Кавказе возобновилась военная активность персов против Оттоманской империи. Иранская армия проводила карательные походы против тех ханов, которые тяготели к суннитской Турции. Войска Надир-шаха полностью разорили Ширван, Шемаху и Дербент. Кубинское ханство практически утратило независимость и перешло под власть Персии. Десятки аулов были сожжены, торговля почти прекратилась. Население страдало от набегов, убийств, насилия, грабежей.

Именно с походов Надир-шаха в истории горских евреев начинается дли-тельный период религиозных гонений и насильственного обращения в ислам, закончившийся только с победой русских войск над Шамилем. Карательные отряды Надир-шаха вырезали еврейское население, огнем и мечом насаждая ислам. В 1733—1735 гг. были полностью уничтожены еврейские селения Кулгат и Кала-Черах. В 1734 г. отряды Надир-шаха захватили аул Ку-сары, который располагался в 12 км северо-западнее Кубы, на берегу реки Кусар-чай. Они обязали живущих там евреев «принять магометанство, и кто откажется — будет зарезан, как скот, и кровь его будет пролита на землю, как вода». Многие евреи этого селения бежали в Кубу. Напоминанием о кровавых походах Надир-шаха была знаменитая «чудотворная книга», которую видели и Иуда Черный и Феликс Шапиро. Вот что пишет об этой книге Шапиро:

О легендарной «чудотворной книге» слышал еще И. Черный. Книга эта по-читается как святыня, и сказания о ней широко распространены среди горско-еврейского населения. О ней нам довелось слышать и от тюркского населения Кубы и аула Кусары. Наследственный владелец книги, главный раввин Слободы, рабби Исхак Раввинович заверял нас, что ни он, ни предки его никогда ее не показывали и не разрешали ее фотографировать. Мне он это разрешает из «уважения и уверенности, что знание Торы и Талмуда не позволит мне использовать этот снимок во зло и насмешку над Израилем».

...«Чудотворная» книга в старинном кожаном переплет содержит три сочинения средневековых авторов: «Молитвенный ритуал Дня Всепрощения» Моисея Кордоверо (Венеция, год от сотворения мира 5347), «Благо земное» Натана Шапиро (Венеция, 5415) и «Сумерки»...

На титульном листе раввинским шрифтом выведена надпись, составленная на древнееврейском языке с примесью талмудического арамейского:

«Книга была рассечена мечом, и случилось это в Кусарах. В день шестой двадцать седьмого числа месяца Элул, в году 5494 (1734) пришел туда Надир-шах после того, как он вырезал множество евреев села Кулькат, а остальных ограбил и увел в плен. Уцелели немногие, те, кто укрылись в овчарнях под соломой, в печах и в горных расщелинах. По множеству грехов постигла их Божья кара. Все это было в день шестой до восхода. После того мощь персидского воинства еще не ослабела, и с яростью бросились они на евреев Кусаров, чтобы расправиться с ними, как они рас-правились с израильтянами Куль-ката. Проникли они в Кусары утром после молитвы Шахарит, когда все выходили из синагоги, когда собирались группами — кто за очередным разделом Торы, кто за псалмами Давида, кто за Зохаром, кто за Талмудом и прочее. В это время прадед моего прадеда, праведный мудрец Рувим бен Самуил (да будет благословенна и свята память о нем) сидел во дворе синагоги, а вокруг него сидели рядами его ученики.

Главный начальник, ехавший впереди, ринулся со своим воинством на синагогу, дабы покончить с ними, как он делал раньше, и броситься потом на город, на женщин, детей. Господи, помилуй и поступи с ними по усмотрению Своему. Увидев рабби Рувима, сидящим с книгой в руках, начальник отряда понял, что это глава общины. Выхватил меч из ножен и поднял его, чтобы опустить на голову святого. Рабби уклонился от удара и, подняв книгу, подставил ее под меч. Меч врезался в книгу и рассек ее. Тогда страх объял начальника. Сменив гнев на милость, он сказал: "Книга — это знамение свыше. Каюсь, не причиню вам больше зла ".

Великий владыка повелел всем своим военачальникам и рабам, тысячникам и сотникам, чтобы не вредили они никому в Кусарах, даже курице. А великий рабби обрел благоволение в глазах начальника, и он благодарил рабби и Сказал: "Слава вашему Богу, который удержал мою руку и не дал мне пролить кровь невинных. Все свершилось так, рабби, по благочестию твоему ".

Так, благодарение Богу, были спасены люди и их добро. Воинство персидское воротилось в обиталище свое, а жители Кусаров продолжали пребывать в мире и покое.

А случилось все это в году 494 шестого тысячелетия. Гершон, сын Рабби.»

Рабби Исхак, по его словам, является праправнуком Гершона. В беседе на тему о происхождении горских евреев рабби Исхак как-то сказал: «Находятся люди, которые стремятся доказать, что мы нечистокровные сыны Израиля. Я бы этих клеветников отослал к Надир-шаху... Он знал, кого истребляет, он также узнал, пред чьим Богом и чьей Торой он дол¬жен сложить оружие» (*16).

Предание о разрушении воинами Надир-шаха аула Ахты сохранилось в памяти жителей соседних лезгинских деревень. Евреи Ахты в массе своей отказались принять магоментанство. В деревню прибыл карательный отряд: кони давили копытами детей; взрослых связывали по рукам и ногам и бросали в бурную реку. Часть жителей Ахты все же согласилась принять магометанство. Столь же трагическая участь постигла и евреев аула Джалган в окрестностях Дербента, «кровь которых лили, как воду. Очень немногие из них приняли магометанство».

Надир-шах построил в этом районе ряд крепостей. Одна из самых важных крепостей была возведена севернее Дербента, на территории Кайтага. Для ее строительства Надир-шаху нужна была рабочая сила — и он пригнал евреев из аула Араг.

Жестокость персов вызвала на Восточном Кавказе ряд восстаний, как против иранских военачальников, так и против их ставленников — местных ханов. В этих восстаниях активное участие принимали и евреи. Так, когда в 1752 г. восстание против уцмия Кайтага было безжалостно подавлено, около 800 еврейских семейств бежало в Засулакскую Кумыкию, находившуюя под контролем России. Феодалы Кайтага требовали от тамошних кумыкских князей и от русских властей возвращения беглецов, но так ничего и не добились. Именно с этого момента возникают первые горско-еврейские поселения на Северном Кавказе.

Таким образом, вторая четверть XVIII в. была периодом разрушений и преследований: население целых аулов вырезали, сгоняли с насиженных мест. Евреи погибали, не желая менять веру и переходить в ислам; они участвовали в восстаниях — и погибали при их подавлении. Целиком исчез ряд еврейских аулов.

Одним из способов выживания в тот период был поиск покровительства у сильной, стабильной власти. В третьей четвети XVIII в. усилилось Кубинское ханство, которое быстро стало региональным гегемоном Восточного Кавказа. В правление Фатали-хана (1758—1789) были несколько ограничены привилегии и властные полномочия мелких феодалов, укрощена их агрессивность в отношении иноверцев. Фатали-хан вел завоевательную политику, и вскоре Дербентское, Бакинское, Ширванское, Шекинское, Сальянское, Талышское ханства, а также юг Табасарана, то есть северо-запад Азербайджана и юг Дагестана, были присоединены к Кубе. В результате большинство горских евреев оказалось под властью Фатали-хана. Еврейская община Кубы, и без того немалая, пополнилась евреями, переселившимися из окрестных селений, из Баку и из Гиляни, и стала самой большой еврейской общиной Восточного Кавказа. Евреи нуждались в покровительстве местных ханов, а сами ханы были заинтересованы в податном еврейском населении, в международной торговле еврейских купцов. Эти отношения, сложившиеся в XVII—XVIII вв., во множим напоминали отношения феодалов и еврейских общин в средневековой Европе.

Фатали-хан доброжелательно относился к еврейской общине, не позволял обижать и притеснять евреев, защищал их от нападок и наветов. До сих тса среди горских евреев бытует предание о Фатали-хане как о справедливом правителе, защищавшем евреев.

Несмотря на сравнительно благожелательное отношение кубинских ханов к евреям, они все равно подвергались унижению и угнетению. При наследнике Фатали-хана Шейх-Али-хане в дополнение к налогам, которыми было обложено все население, евреи должны были платить дополнительные подати.

И все же расцвет Кубинского ханства был временем относительного покоя для горских евреев. Например, во время правления Фатали-хана произошел спор евреев селения Аба-Сава с жителями соседней лезгинской деревни из-за земли. Судьей выступил сам хан, который решил его в пользу евреев и выдал им купчую на спорную землю. Купчая с подписью самого Фатали-хана, в которой говорилось, что земля дается общине в вечное вла¬дение, по свидетельству И. Черного, хранилась у старейшин еврейской об¬щины Дербента.

Не сохранившаяся до наших дней деревня Аба-Сава возникла в 1630-х гг., когда многочисленная еврейская обшина Дербента была вынуждена покинуть город. Большинство осело в 10 км от города, в основанном ими же селении, которое назвали Аба-Сава. Самый древний могильный камень, найденный на местном кладбище И. Черным, относился к 1687 г. Селение это с годами заметно выросло. В 1760-х гг. Фатали-хан разрешил поселиться в Аба-Сава евреям селения Рустов, расположенного недалеко от Кубы. Когда исследователь И. Черный отыскал место, где когда-то стояло селение Аба-Сава, жители соседних, населенных мусульманами, аулов, рассказали ему, что здесь раньше жили евреи. Черный пишет, что «евреи Аба-Савы занимались земледелием, садоводством, виноградарством, были рыбаками...»

Селение Аба-Сава постигла участь многих еврейских селений. После смерти Фатали-хана, когда возобновилось соперничество России и Ирана за влияние на Кавказе, селение было разрушено и перестало существовать. Вот как это произошло.

В конце XVIII в. в Иране произошла смена власти, в результате чего Восточный Кавказ снова оказался в бурном политическом водовороте. В 1794 г. Лутф-Али-хан, правитель Ирана, был убит, и на престол взошел, провозгласив себя шахом, Ага-Мухаммед, военачальник туркменского про-исхождения. Он активизировал свои действия на Кавказе, борясь с рус¬ским влиянием, подталкивал местных правителей на вооруженные столкновения с царской армией. И опять Иран и Россия, не ограничиваясь только помощю своим вассалам, впрямую начали военные действия. Иранские войска захватили Карабахское ханство и Грузию, а русские полки — Дербент.

Когда в 1796 г. на престол Российской империи взошел император Павел, политика России на Кавказе изменилась: русские войска отступили на север. Войска иранского шаха Ага-Мухамеда, не сумев удержаться на захваченных землях, также отступили на юг. На Восточном Кавказе образовался политический вакуум, регион оказался свободен от иностранного военного присутствия, что привело к военным конфликтам между местными правителями.

В 1799 г. правитель Дербента и Кубы Шейх-Али-хан выразил желание войти в подданство России, ему было присвоено звание офицера русской армии. Правитель Кази-Кумуха Сурхай-хан счел присоединение Шейх-Али-хана к России предательством. Его войска вошли в Дербент, один из отрядов вырезал население еврейской деревни Аба-Сава. Вот что рассказал Иуде Черному старый дербентский еврей о том, что произошло в 1799 г.:

В один из дней Песаха того года многие мужчины Аба-Савы отправились в море ловить рыбу. Когда они вернулись в деревню, их взорам предстала ужасная картина: все дома были сожжены, во дворах лежали трупы. Женщин, детей, стариков зарезали кинжалами, как скот, многих зако¬лоли саблям и пиками, у многих были отрублены головы. Среди трупов лежали живые грудные дети (*17).

Воины Сурхай-хана увели в плен из Аба-Савы около 150 человек, в том числе — сестру того старика, который рассказал об этом И. Черному. Черный, побывав в долине, где стояла Аба-Сава, пишет, что от деревни остались только руины. Те жители Аба-Савы, которым удалось спастись, переселились в Дербент. Шейх-Али-хан, который считал себя гарантом своих подданых, выделил беженцам из Аба-Савы землю в пределах Дербента.

И еще он совершил праведное дело — потребовал у Сурхай-Хана вернуть угнанных в плен людей; но вернулись не все — многих уже успели продать в рабство, многих у'били (*18).

Таким образом на рубеже XVIII—XIX вв. возродилась еврейская община в Дербенте. Она была меньше той, что существовала здесь раньше. Евреи Дербента долго еще хоронили своих умерших на кладбище в Аба-Сава. Самое позднее надгробие на этом кладбище, обнаруженное И. Черным, датировано 1827 г.

Итак, на протяжении XVIII в. евреи Кавказа подвергались гонениям и притеснениям, страдали от войн и набегов. Они вынуждены были жить в маленьких высокогорных аулах, в труднодоступных для завоевателей местах. Еврейские аулы были оторваны как друг от друга, так и от крупных центров еврейской диаспоры. Все это негативно отразилось как на материальном положении горско-еврейских общин, так и на их духовном развитии.

В результате походов Надир-шаха и позднейших бесчинств местных еульманских правителей горско-еврейское население начало резко сокращаться за счет насильственного обращения в ислам. Многие мусульманские аулы Восточного Кавказа ведут свою историю от предков-евреев. Главный раввин Дербента Яков б. Ицхак Иихаки отмечал, что жители многих мусульманских аулов Дагестана в прошлом были «нашими братьями по вере — горскими евреями», и что во времена правления ханов они силой были обращены в ислам.

Авраам Фиркович побывал в 1840 г. в селе Джалган; хозяин, у которого он остановился, рассказал, что жители селения происходят из евреев. Надир-шах вынудил их предков принять ислам, но, несмотря на это, у них сохранились многие еврейские обычаи: женщины промывают и высаливают мясо (кошерование), мальчикам делают обрезание на восьмой день, но все эти обряды исполняются тайно.
Вот что писал об исчезнувших еврейских поселениях Вс. Ф. Миллер:

Во многих местах Дагестанской области и Бакинской губернии, по сви-детельству И. Ш. Анисимова, где в настоящее время уже нет горских евреев, существуют развалины их аулов, могил, следы оросительных каналов и проч. Туземное мусульманское население отмечает эти места до сих пор названиями, сохраняющими воспоминания о евреях, например: Чуфут-Тебэ (Еврейский Холм), Чуфут-Кабур (Еврейская Могила) и т. п. Таковы местности в селениях Карабдакент (*19), Чуфут-Катта (*20), Курдеван (*21),  Кулкате (*22) и друг.

Особенной известностью, как прежнее поселение евреев, пользуется ущелье Чуфут-Катта, или Джиут-Гатта, или Дерей-Катта, в котором в недалеком друг от друга расстоянии были расположены лет 300-400 тому назад семь еврейских аулов (Дих-Шолум, Кардаши, Дих-Хаклой, Дих-Урмен и др.)

В селении Курдеван, лежащем в 30-40 верстах от Шемахи, находится, по словам И. Ш. Анисимова, на севере от развалин стены, называемой Гяур-Кала (Крепость Неверных), старинное кладбище, которое туземцы называют еврейским. Горские евреи считают крепость Гяур-Кала своею, и согласно своим преданиям, говорят, что она была разрушена Надир-шахом в начале XVIII в. На кладбище сохранились доселе плиты с еврейскими надписями.

Несомненно, что во многих местностях Дагестана мусульманство вытеснило религию Моисея в населении. Доказательством этому может служить то явление, что в некоторых мусульманских аулах хранятся древние еврейские книги Священного Писания. Так в селении Ругжами или Аракан, лежащем верстах в 20-ти от Теми-Хан-Шуры, как сообщили И. Ш. Анисимову, у мусульман хранится одна еврейская книга, перешедшая к ним от их предков евреев. По рассказам очевидца, эта книга висит на снурке, прикрепленном к потолку в сакле одного старика, и считается святыней. Такая же книга хранится в мечети в селении Ахты (Кюринского округа). По рассказам жителей аула, их предки были евреи, которые целыми аулами перешли в мусульманство при завоевании Дагестана арабами (*23). 

Последнее утверждение носит совершенно легендарный характер. По этому поводу Б. Вс. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры» пишет:

Жители с. Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (в 1928 г.) как и 40лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями». Сообщают, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи. Ахтинцы приняли мусульманство сравнительно недавно, лет 150 тому назад (*24), и с переменой религии переменили и свою национальность и стали называться лезгинами. У них сейчас имеются две мечети — старая и новая. В старой наверху на камне видна надпись еврейскими буквами, именно «тарих», т. е. сообщение о времени постройки мечети. В этой старой мечети и сейчас еще хранится один экземпляр Торы, а другой имеется у одного местного богача. Ахтинцы прежде чем окончательно расстаться со своей древней религией, в течение долгого времени, наружно исполняя мусульманские обряды, тайно совершали и свои прежние. Мне думается, что относительно всех подобных селений, где еще жива еврейская религиозная традиция, следует предположить сравнительно недавний (как и в Ахти) переход их в мусульманство. Если бы такой переход произошел уже при завоевании Дагестана арабами, т. е. более 1000лет тому назад, — как сообщали про своих предков ахтинцы И. Ш. Анисимову 40лет тому назад, то, конечно, никаких подобных следов еврейства (сохранения Торы, зажигания свечей) не могло бы сохраниться. Отметим еще зажигание свечей в интересном по своей этимологии лезгинском селении Хазры (Кусары), в северной части Кубинского уезда (*25). 

Б. Вс. Миллер сообщает также о других следах еврейского присутствия йджане и Дагестане:
 
Около сел. Карчаг (*26) в Кюринском округе находится покрытая лесом нео-битаемая ныне котловина Дерей-Катта, в которой имеется высокий ка-менный памятник с еврейской надписью, дата («тарих») которой не со-хранилась, но содержание которой сводится к тому, что некий человек с сорока своими учениками «60лет назад» оттуда ушел. По предположению жителей ближайших селений, в этом ушелье было раньше еврейское поселение, жители которого переселились в Кубу, в Еврейскую Слободу.

Следы «еврейских» поселений имеются и далее на север в Аварии. Как мне сообщил один аварец, в Аварии и сейчас ходит много преданий о том, что раньше в разных селениях жили «евреи», или же сами аварцы говорят, что они «еврейского» происхождения. Таковы, например, предания о сельском обществе Гумбед, Хасав-Юртского округа, о сел. Аракани, по дороге из Тем up-Хан-Шуры в Хунзах и других. О районе Бузнаб (недалеко от слияния Аварского и Андийского Койсу), ныне незаселенном пастбищном месте, рассказывают, что там раньше жили «евреи», занимавшиеся дубильным делом (*27). 

По словам кубинских евреев, множество мусульманских селений, населенных ныне лезгинами и татами, были прежде «еврейскими»; так например, не менее 25 селений, расположенных от Баба-Дага в направлении Кубы, раньше держались Моисеева Закона. Таково, например, было селение Шудуг (Шюдюх) на юг от Кубы, которое еще и сейчас еще делится на две части, из коих одна до сих пор называется «еврейским кварталом», хотя население последнего сейчас исключительно мусульманское (*28).
В южном Дагестане, недалеко от Дербента. Б. Миллер, 1929. С. 21. Б.Миллер, 1929. С. 20.

Данные Б. Вс. Миллера полностью подтверждаются нашими собственными наблюдениями. Во время экспедиции 1997 г. в еврейском пригороде г. Кубы Красной Слободе, нам рассказали о том, что часть ее жителей — выходцы из татского горного селения Шюдюх, которое евреи покинули в давние времена. О евреях, проживавших в этом месте, писал еще Гербер. Мы отправились в это селение и обнаружили, что один из кланов, на которые делится татское, т.е. мусульманское, население Шюдюха, называется «Исраили». Члены этого клана отчетливо помнят о еврейском происхождении своих предков. Вплоть до 1946 г. на территории села сохранялось еврейское кладбище. Члены клана «Исраили» имеют в своем селе высокий социальный статус. Характерно, что таты-мусульмане Шюдюха считают евреев Красной слободы своими «родственниками», «братьями» и относятся к ним с подчеркнутой симпатией. Существует давнее побратимство между жителями села и Слободы, основанное в том числе и на своего рода разделении труда: евреи Красной Слободы осуществляют сбыт продукции (ковры, фрукты) татов, живущих в Шюдюхе. Очевидно, когда-то (когда именно — неизвестно) часть евреев Шюдюха перешла в ислам, а часть покинула селение и переселилась во вновь созданное еврейское предместье Кубы.

Этнографическая экспедиция московских ученых, посетившая Дагестан в 1946 г., в своем отчете подчеркивала, что раньше число евреев, говоривших на татском языке, было намного больше, и что они жили не только в прикаспийской зоне, но и в горах западной части Дагестана. О своих еврейских корнях говорили участникам этой экспедиции жители многих авар-ских аулов; здесь также были найдены предметы несомненно еврейского происхождения.
______________
(*1). Черный, 1878. С. 309.
(*2). Квартал Карчаг и Карчагская синагога - в Красной (ранее Еврейской) слободе - ев-ком предместье Кубы. Названы по аулу Карчаг, откуда горские евреи переселились в Кубу и Дербент.
(*3). Шапиро, 1983. С. 77-78.
(*4). Уцмий - один из титулов владетельного князя в Дагестане.
(*5). Русское название аула Энденри.
(*6). Черный, 1878. С. 309-310.
(*7). В XVIII в. слово «жид» в русском языке было этнонимом и не имело оскорбительных коннотаций.
(*8). В Кайтаге.
(*9). Рустов - большое татское селение около Кубы. Гербер имеет в виду не только сам Рустов и всю его округу. Речь идет, скорее всего, о селении Шюдюх около Рустова, в котором II в. существовала еврейская община.
(*10). В Шемахинском ханстве.
(*11). Уцмий.
(*12). Харадж.
(*13). Мосульским. Мосул - город в северном Ираке, там, где в древности находилась
Асирия.
(*14). Гербер, 1760. С. 305-307.
(*15).  Характерно, что такое раздвоение исторического сознания, точнее, сосуществование исторической и эпической традиций, бытует у горских евреев до сих пор. Так, староста еврейского квартала Огуза (Вартшена) говорил мне о том, что именно асирийцы поселили его предков на Кавказе, и тут же сообщил, что они переселились в Варташен из Гиляни (Персия) в конце XVII в.
(*16). Шапиро, 1983. С. 88-89.
(*17). Черный, 1884. С. 41.
(*18). Черный, 1884. С. 41.
(*19). Около Темир-Хан-Шуры (ныне Буйнакск).
(*20). В южном Дагестане.
(*21). Около Шемахи.
(*22). Около Кубы.
(*23). Вс. Миллер, 1892. С. II-III.
(*24). Скорее всего, несколько раньше, во время нашествия Надир-шаха.
(*25). Б.Миллер, 1929. С. 20-21.
(*26). В южном Дагестане, недалеко от Дербента.
(*27). Б.Миллер, 1929. С. 21.
(*28). Б.Миллер, 1929. С. 20.


Источник: Книга: ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / История, этнография, культура, 1999 г.


Похожие статьи