На родине предков: Селение Аба-Саво
За пять тысяч прошедшие лет произошло многое, и, увы, те события уже невозможно восстановить ни историкам, ни тем более нам, журналистам. По легенде, во дворе Джума мечети в самом центре возвышалось раскидистое платановое дерево, у которого находился камень с необычным названием «Гузь-даш» (глазной камень). Как подтверждают аксакалы, именно здесь в те далекие времена были похоронены вырванные при пытках глаза провинившихся рабов.
Описание о строительстве крепости «Нарын-Кала» дается во многих исторических изданиях, но в них практически невозможно найти информацию о связи евреев с этой знаменитой крепостью. Но факт, что евреи жили в непосредственной близости от неё, подтверждают молчаливые памятники, окруженные густой растительностью бывшего еврейского поселения Аба-Саво.
Трагическая судьба жителей этого еврейского поселения исследована историками и описана писателями. У каждого из них своя версия погрома. Евреев Аба-Саво, которым удалось спастись, называли в древнем городе "дербенди". Видимо они одни из первых начали жить в черте города.
Как сказано в исторических книгах, с. Аба-Саво основано в 1630 году и являлось столицей небольшого полунезависимого еврейского княжества Кюринского округа Дагестана, с населением 600 человек. Располагалось оно в десяти км к югу от Дербента и являлось центром духовной жизни еврейской общины. Рядом с ним располагалось ещё одно бывшее еврейское поселение Джалган. Эти места в прошлом так и назывались «Джухут-Катта» (Еврейская долина). Жители этих селений занимались в основном земледелием, садоводством и рыболовством.
Погромы на еврейские поселения Южного Азербайджана, устроенные Надир-шахом, вынудили евреев переселяться в безопасные места, поближе к своим соплеменникам в Еврейскую Слободу (Куба) и Аба-Саво (Дагестан). Лидером общины с. Аба-Саво впоследствии стал Симхо Бен р. Яагу - потомок рабби Миши из разрушенного с. Рустов (Азербайджан). Он имел уважение не только среди евреев, но и среди мусульман. В народе его называли Симях (Сумах). Впоследствии «ковхо» - лидер селения всегда избирался из представителей этого рода. После смерти Симхо лидером еврейской общины стал его сын Истохор, у которого было двое сыновей - Хануко и Нувах. От первого сына и был основан известный род Ханукаевых.
В Аба-Саво в разное время жили известные духовные лидеры:
автор пиютов на иврите пайтан Элиша бен Шмуэль а-Катан;
известный теолог Гершон Лала бен Моше Накди, который составил комментарий к «Яд ха-хазака» Маймонида;
здесь было написано каббалистическое сочинение «Кол мевассер» («Голос вестника»), автор Маттатья бен Шмуэль ха-Кохен Мизрахи, родом из Шемахи (Азербайджан).
По утверждению исследователя Иуды Черного: во время правления Фатали-хана (1758-1789) произошел спор между евреями Аба-Саво и лезгинами ближайшего селения из-за земли. Решил спор сам хан, он выдал в пользу евреев купчую на спорную землю. В 1799 г. правитель Дербента и Кубы Шейх Али-хан (сын Фатали-хана) решил перейти под российское подданство. Правитель соседнего ханства Кази-Кумуха Сурхай-хан счел это решение предательским и напал сначала на Дербент, а затем устроил со своим войском погром в Аба-Саво.
В романе «Маковый след» писатель Михаил Дадашев утверждает, что: «Злодейское нападение на Аба-Саво, совершенное одним из феодалов Дагестана, спровоцировано царским генералом, графом Валерианом Зубовым (родным братом последнего фаворита русской императрицы Екатерины II Платона Зубова). Это было в 1796 году, во время похода на Кавказ экспедиционной армии с целью захвата и присоединения Дербента к России. Сурхай-хан вместе со своим войском напал на с. Аба-Саво и после ожесточенного сражения, казнил всех взятых в плен мужчин, разрушил село, а женщин и детей увёл в качестве добычи. Мужей и сыновей убивали на глазах у беззащитных женщин, а женщин и девушек насиловали на глазах истекающих кровью мужчин. Не щадили даже детей. Многие женщины были похищены бандитами. 160 мужчин села погибли в боях, погромщики уничтожили всех мальчиков, а женщин увели в плен».
Историк Иуда Черный так описывает это трагическое событие:
«В один из дней многие мужчины Аба-Саво отправились в море ловить рыбу. Когда вернулись в деревню, их взорам предстала ужасная картина: все дома были сожжены, во дворах лежали трупы погибших. Пожилых женщин, детей и стариков зарезали кинжалами, как скот, у многих были отрублены головы. Среди трупов лежали живые дети. Воины Сурхай-хана увели в плен 150 человек. Те жители, которым удалось спастись, переселились в Дербент, от еврейского поселения остались лишь руины. Через некоторое время Шейх-Али-хан потребовал от Сурхай-хана вернуть угнанных в плен евреев. Но вернулось лишь несколько человек, часть из пленников были проданы в рабство, а часть убиты. Ставший правителем Кубинского и Дербентского ханства после смерти отца Шейх-Али-хан очень лояльно относился к евреям. Он уравнял евреев в равных правах с мусульманами, предоставил им статус постоянных жителей Дербента и разрешил поселиться в черте города у южной крепостной стены. Так появился первый еврейский квартал «Тенге-махаля».
Таким образом, разгром с. Аба-Саво привел к возрождению еврейской общины Дербента. Ещё долгое время дербентские евреи хоронили своих умерших на кладбище Аба-Саво. Самое позднее надгробие датируется 1827 г.».
По утверждению горско-еврейского этнографа Ильи Анисимова погром еврейского поселения Аба-Саво произошёл в 1800 г. Спасшиеся евреи купили себе землю для строительства жилья в Дербенте. Хотя у евреев Аба-Саво уже имелась своя собственность в городе - земля в размере 250 десятин. Но она была захвачена у них во времена мюридизма и восстания имама Шамиля. Несмотря на то, что все документы на еврейскую собственность сохранились, даже после Кавказской войны, эту землю евреям так и не вернули.
Прошло два столетия со дня зверского погрома еврейского поселения Аба-Саво. Потомки евреев, избежавших расправы над мирным селением, уже проживают в Израиле и в других странах мира. Но светлая память о евреях, погибших в погромах, останется навсегда в истории нашего народа.
Автор: Материал подготовила Хана Рафаэль