Перед тем как перейти к основной теме сегодняшней статьи, мне хотелось бы немного углубиться в историю.
«Афтаран-Мюджи - аул Бакинской губернии. В 1886 г. еврейское население составляли 692 душ обоего пола, из них грамотных всего 20, а в еврейской школе (скорее всего имеется в виду – хедер) обучалось 30 учеников. В 1900 г., было зарегистрировано 680 евреев».
И вот спустя почти 90 лет, уже в «Российской еврейской энциклопедии» отмечено, что: «Мюджю- Гафтаран, село в Исмаиллинском районе Азербайджанской Республики. В XIX и вначале XX вв. – аул Афтаран-Мюджи (др. назв. Мюджи) Геокчайского уезда Бакинской губернии. Первыми евреями, поселившимися в этом поселении, были выходцы из Персии. В 1886 г. в с. Мюджи действовали еврейская школа (30 уч-ся), синагога, при которой служил раввин. Евреям принадлежали 15 бакалейных лавок, 85 саклей, 80 десятин пахотных земель, 25 десятин покосов; среди евреев Мюджи – 29 разносчиков, 20 рабочих, 6 шелководов, ремесленник. Во время Гражданской войны евреи бежали от погромов в Баку. Впоследствии некоторые из них вернулись в это село. В 1928 г. была выделена земля 75 еврейским семьям. В 1930-х гг. евреи окончательно покинули Мюджи».
Среди моих знакомых есть немало потомков евреев, выходцев из этого села, поэтому мне хотелось бы указать на некоторую неточность, которая здесь присутствует. Во-первых, сохранились документы о том, что в 1867 г. евреи из села Мюджи, жившие там отдельным кварталом в мусульманском ауле, испытывая возрастающий дефицит земли для строительства новых жилищ, получили от властей участок свободной земли в Геокчайском уезде Бакинской губернии. Несколько еврейских семей в 1870-1872 гг. переселились в новое поселение, получившее название Мюджи-Гафтаран, который был создано как этнически однородное еврейское селение.
В статье Н.А. Абелова: «Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Бакинской губернии» опубликован в справочнике - «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края» (Тифлис, 1887. Т. VI. Ч. II.), отмечено, что по состоянию на 1873 г. в Мюджи-Гавтаране уже имелось 83 домохозяйств». И, во-вторых: во время Гражданской войны село Мюджи-Гафтаран неоднократно было подвержено погромам со стороны бандитов, и часть населения бежала в соседнее село Ивановка, где дислоцировались части турецкой армии, которая пришла в республику на защиту местного населению от армянских бандитов. Оставшаяся же часть населения аула под предводительством Шоула-Симанду, отца героя моей сегодняшней статьи, организовала отряд самообороны и дала достойный отпор бандитам.
Уже через несколько месяцев, когда обстановка нормализовалась, некоторые семьи вернулись обратно в село, а остальная часть переехала в г. Геокчай, благодаря которым, там в последствии образовалась ещё одна крупная горско-еврейская община. Эти две общины, имея тесные родственные связи, постоянно поддерживали дружеские отношения. И наконец, третье: как я уже говорила, среди моих знакомых есть много выходцев из этого селения, которые родились в 1940-1960-е гг., то есть уже после того, как указано в энциклопедии, как из села уехали все евреи. И буквально до начала 1990-х гг. там компактно проживали горские евреи, кроме того, и по сей день, там живёт Меир Манаширов – герой документального фильма «Последний еврей в деревне». К слову сказать, режиссёр этого фильма, Руфат Асадов, был удостоен за эту картину несколькими грамотами на различных международных фестивалях еврейского кино, а в прошлом году, стал лауреатом премии фонда СТМЭГИ им. С.И. Вайнштейна за вклад в «Сохранение культуры горских евреев».
После небольшого исторического экскурса, вернёмся к основной теме данной статьи. Среди тех, кто переселился из с. Мюджи в с.Мюджи-Гафтаран, был крестьянин по имени Шимту кук Симанду, имя которого в современной интерпретации означает Шем-Тов, т.е. сын Симан-Това. Он был в числе тех первых переселенцев, которых можно считать основателями нового селения. На тот момент он уже был женат и имел троих сыновей: Гэдэхаим, Овщей и Шоул. Точно известно, что на тот момент Шоул, который родился в 1870 г., и он был младенцем, и его на руках принесли в новую деревню. Уже после, у Шимту рождается ещё одни сын Ихей, а затем три дочери: Сара, Батиё и Шифро.
Повзрослев, Шоул-Симанду (приставка означала принадлежность к роду, нечто вроде фамилии) женился на девушке из своего селения Сифро, и у них рождается десять детей: Агамуля, Сипто, Яхья, Порат, Пурим, Асаиль и Разиль, а ещё трое скончались в младенчестве. К сожаленью, самый младший, Разиль, погиб во время службы в армии уже в мирное, послевоенное время. У всех же шестерых детей впоследствии образовались многодетные семьи, и их потомки ныне проживают в разных странах мира.
Средний сын – Яхья (Зарахьё) родился 25 апреля 1914 г. (по документам в 1916 г.) Успел обучиться грамоте в местном хедере, который, несмотря на установление Советской власти в Азербайджане, ещё какое-то время действовал. Когда Советская власть стала закрывать синагоги и соответственно хедеры, еврейские дети вынуждены были, перейти учится в школы соседних сел. Окончив школу и начав помогать отцу-крестьянину, Яхья загорелся мечтой открыть в родном селе школу, чтобы дети не ходили на такие далёкие расстояния учиться, тем более что и времена тогда были неспокойные. Дабы осуществить свою мечту, он в середине 1930-х гг. закончил рабфак - подготовительные курсы учителей математики в соседнем районе, в городе Геокчай. Именно тогда он взял себе фамилию Агаев, по имени своего старшего брата, слыша от окружающих, что есть такая фамилия. В выданном ему дипломе об окончании курсов уже значилось – Агаев Яхья Шаулович, и национальность – еврей.
Вернувшись в родной Мюджи-Гафтаран, молодой учитель при поддержке районных властей смог добиться открытия школы, в которой так нуждалось местное население. Когда пред всеми же районными властями встаёт вопрос о том, на каком языке вести преподавание, на русском или азербайджанском, в силу объективных причин был выбран азербайджанский язык. В начале школа была четырехлетняя. Параллельно с преподавательской деятельностью Яхья Агаев поступает и заочно учится в Педагогическом техникуме в г. Шемаха, который заканчивает в 1937 году. Тогда же его уже назначают директором этой школы, которой он руководил, не переставая быть и учителем математики.
Позже он поступает на заочное отделение Азербайджанского Педагогического института в г. Баку.
В виду того, что село было расположено в дали от районного центра – г. Исмаиллы и с ним не было транспортного сообщения, сельские девочки не имели возможности получить дальнейшее образование. С этой целью, будучи директором школы, Яхья Шаулович приложил немало усилий и добился того, что школа перешла на 8-летнее обучение, где он сам продолжал преподавать математику, а для преподавания других предметов были приняты на работу учителя как из местных сельчан, так и из близлежащих сёл.
Во время Великой Отечественной войны Яхья Шаулович Агаев, являясь участником битвы за Кавказ, был награждён медалью «За оборону Кавказа». В связи с тем, что по всей стране ощущалась нехватка преподавателей, часть учителей к концу войны была возвращена на рабочие места. Вернувшись в родной аул, Яхья Шаулович, как и тысячи азербайджанских учителей, несёт свою трудовую вахту, сочетая преподавательскую деятельность с политико-просветительной деятельностью. В суровое военное время, от учителей, как никогда, требовалось проявление высокого морального духа и гуманной заботы о людях, особенно о детях. Стоит также отметить, что ещё до войны он организовал курсы по обучению грамоте старшего поколения односельчан, мужчин и женщин, и продолжал это делать и в послевоенное время, что было редкостью в сельской местности республики. Нередко ученики были старше самого учителя.
В 1938 году Яхья Шаулович женился на девушке из Баку Бильго Рувиновой 1922 года рождения, дочери Беньямина и Рахели Рувиновых, которые переехали в Баку из Еврейской Слободы Губинской губернии в начале ХХ века. Женившись, он привёз молодую жену в Мюджи-Гафтаран, где, кстати, во время войны из-за нехватки учителей она некоторое время преподавала детям русский язык, поскольку владела им в совершенстве, впрочем, также, как и родным джуури, а также азербайджанским. Всего у Яхья и Бильго родилось шестеро детей: Рива (1939), Вера (1941), Рашид (1944), Акиф (1946), Джамиля (1948) и Наиля (1953).
В общей сложности Яхья Шаулович Агаев проработал на должности учителя свыше сорока лет, и все эти годы, находясь в должности директора школы в селе, где жили только горские евреи. А учитывая то, что на пенсию он вышел в самом конце 1970-х гг., можно утверждать, что его учениками было не одно поколение жителей аула Мюджи-Гафтаран, и сегодня встретив жителя этого еврейского местечка в Израиле, Азербайджане, России, Европе или Америке, можно с уверенностью сказать – это бывший ученик Яхья Шауловича. Вот только некоторые из них, которые, так или иначе, останутся в истории своего народа, это:
Абрамов Давуд Хайватович – учитель математики, классный руководитель в школе Мюджи-Гафтаран;
Агаев Асаиль Шаулович (младший брат Яхья Шауловича) – директор школы, учитель азербайджанского языка и литературы средней школы посёлка Губахалилли Исмаилинского района в течение почти 30 лет. Позже, переехав в Баку, заведовал в Институте отделом повышения квалификации учителей;
Агаева Марьям Мехтиевна – учитель немецкого языка в средней школе села Ивановка;
Данилов Агададаш Шабанович – учитель немецкого языка в средней школе села Ивановка;
Данилов Асаиль Абрамович – работал на ответственных должностях Бакинского Завода холодильников;
Исаков Абов Хаимович – известный в Баку врач-педиатр;
Исаков Давуд Нахчунович – подполковник милиции, следователь в различных районах АзССР, начальник следственного отдела города Сумгаит, старший следователь по особо важным делам МВД АзССР;
Мишиев Ариф Агаевич – директор фабрики Министерства легкой промышленности Азербайджана в Нахичевани, а затем в Баку;
Мишиев Тофик Агаевич – работал на ответственных должностях на различных предприятиях Министерства легкой промышленности Азербайджана;
Ханукаев Агадаи Баширович – военный, занимающий различные руководящие должности в военных комиссариатах районов Азербайджан;
Шамаев Нисан Шюмшюнович – свыше 30 лет проработал директором средней школы в с. Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана;
Шамаев Яков Щюмшюнович – учитель начальных классов в азербайджанском с. Топчи;
Юсифов Юсиф Беньяминович – в начале, учитель азербайджанского языка и литературы школы села Мюджи-Гафтаран, а впоследствии занимал различные руководящие должности в Исмаиллинском райкоме партии;
Также хочу выделить трудовой путь и двух сыновей Яхья Шауловича.
Старший сын – Рашид, закончил Азербайджанский институт нефти и химии (АзИНЕФТЕХИМ) им. М. Азизбекова. Работал инженер - конструктором по разработке оборудования для раздельной добычи нефти. Имеет ряд изобретений в этой области, закреплённых авторскими свидетельствами. На Бакинском Радиозаводе работал в начале начальником отдела механизации и автоматизации, а затем заместителем главного конструктора этого предприятия. В начале 80-х был назначен на должность главного конструктора проекта Института математики Академии наук АзССР. Во времена перестройки работал заместителем директора СПТУ №31, в 90-х директором малого предприятия по изготовлению металлоконструкций. Репатриировался вместе с супругой в Израиль в 2001 г., где уже жил его сын с семьей. Дочь с семьей живёт в Нью-Йорке.
Второй сын – Акиф, окончил тот же Азербайджанский институт нефти и химии (АзИНЕФТЕХИМ) им. М. Азизбекова, что и старший брат, и около 35 лет работал на различных руководящих должностях в химической и нефтехимической промышленности Азербайджана. А с начала 90-х и до выхода на пенсию, то есть более десяти лет работал начальником отдела главных специалистов (технического обеспечения) Азербайджанского Государственного Концерна «АзерХимия», куда входили предприятия, расположенные в городах Баку, Сумгаит, Нафтчала, Сальяны и Мингечавир. В настоящее время, он, вместе с супругой проживает в Мюнхене, там же живут его сын и две дочери со своими семьями.
Выйдя на пенсию, Яхья Шаулович с супругой переехал в Баку, поближе к детям, а в 1997 году они репатриировались в Израиль, в город Тират-Кармель. Прожив на своей исторической Родине неполные десять лет, он скончался в первый день февраля 2006 года. Его супруга – Бильго Беньяминовна, пережила мужа на пять лет. Я всегда слышала от многих «ширванских» горских евреев, о человеке, которого все они уважительно называли Зарахьё-мяалим, и постепенно собирала о нём информацию. Надеюсь, что до сих пор не до конца раскрытая тема горско-еврейского поселения Мюджи-Гафтаран и его жителей, когда нибудь будет продолжена.