|
Тейло Нисанова

Алексей Пашаев: памяти талантливого педагога

Алексей Пашаев: памяти талантливого педагога

В начале сентября 2020 года на 87-м году жизни скончался Алексей Бинсаарович Пашаев, заслуженный учитель Республики Дагестан, воспитатель, историк, краевед, патриот.

Алексей родился 4 сентября 1934 года в семье кожевенника Бинсаара Михайловича, уроженца селения Доргели, и домохозяйки Марии Семеновны, уроженки Тубен-аула, расположенного рядом с Маджалисом.

Многие евреи в начале 20-го века из Доргели и Маджалиса переезжали в Темир-Хан-Шуру. Может быть потому, что их привлекал большой по тем временам губернский город — областная столица. Каждый находил здесь для себя какое-то занятие.

Алексей вспоминал: «Мой отец, Пашаев Бинсаар, с детства помогал отцу, носил и обрабатывал шкуры домашних животных, работал на подводе. Отец рассказывал:"Тяжелая была работа, и, когда мне было непосильно схватить кожу руками, я хватал ее зубами и таскал". Набравшись опыта, он стал сборщиком кожсырья, потом работал в магазине, на стройках.

Это был простой человек, грамоте не обучался. Мать моя учила его буквам и правописанию. Однажды, проезжая мимо школы на своей повозке, будучи ещё неженатым, он увидел маму. Она понравилась ему, и он подвез ее до самого дома. Его родители послали к ней сватов, но им отказали: "Как это так?! Мы купцы, а кто они? Какие-то извозчики будут к нам свататься?" Мать моя, Маруся, была сиротой, ее воспитывал дядя. Тогда Бинсаар, пригрозил: "Не выдадите — украду!" В 13 лет моя мать вышла за отца замуж"».

В школу Алексей пошел поздно, в 9 лет. Шла война, фронт приближался к Дагестану. Впрочем, таких «переростков» тогда было много. В 1950 году успешно закончил семилетку, затем 10 классов. В институт не прошел по конкурсу. 1953 год был тяжелым для абитуриентов: выпускников было много, а мест в вузах значительно меньше.
«Я поехал в поезде в Москву поступать в институт, мать сопровождала меня, — вспоминал Алексей. — И когда я обратился к ней со словом "мама", все пассажиры вокруг были ошеломлены — молодая 35-летняя женщина и здоровенный 19-летний сын-дылда!

Мама была домохозяйкой, кулинарной мастерицей, хорошо готовила национальные блюда. Я очень любил, как мама готовила курзе, чуду, жаркое. Родственники приглашали ее готовить свадебные блюда, и гости, когда слышали, что готовила мама, говорили: "О! Если Мария готовила, надо садиться за стол!" После того, как она ушла из жизни, я долго голодал, ничего не ел, т.к. был избалован маминой стряпнёй. Мама была любвеобильная, щедрая сердцем женщина. Её очень уважали соседи.

Отец был очень верующим и уважаемым в общине человеком. Для него религия была святым делом. Даже бывая в гостях у родственников, отец никогда не ел из их посуды — только чай вареное яйцо, кошерный сыр. Хотя для него держали отдельную посуду, но ее кошерности он не доверял.

Отец всегда гордился мною в кругу родных. В семье мы обязательно соблюдали все еврейские праздники и традиции. Это было святое. Он говорил: "Я пешком бы пошел в Израиль, если бы разрешили". В детстве я посещал синагогу вместе с отцом до того времени, пока пошли занятия спортом, фехтованием, краеведением, поездки на соревнования. В год у меня было до 20-25 маршрутов. Очень активно занимался общественной работой. Это даже смешно теперь вспоминать — я был внештатным заместителем начальника отдела горкома партии, хотя и был беспартийным. Особенно, когда меня посылали проверять партийные организации, я не выдержал и сказал: "Послушайте, я беспартийный. Мне неудобно ходить и проверять партийные организации". Потом меня меня перестали посылать.

Я был привязан к своей работе и уже посещал синагогу не часто, на общину не хватало времени. Позже, когда я стал активно заниматься спортом и работать, на общение с общиной и родственниками просто не хватало времени. Но когда отца не стало, я стал посещать общинные мероприятия, когда проводились свадьбы и похоронные обряды».

Безобидное увлечение фехтованием после окончания школы привело к серьёзным последствиям. Успешно выступив на республиканских соревнованиях, Алексей Пашаев попал на всероссийские турниры и занял 2-е место. Его направили в тренерскую школу в Воронеж, а позже — на Всесоюзные сборы тренеров во Львов. Уже с сентября 1955 г. Алексей Бинсаарович стал работать в Буйнакске тренером по фехтованию. В 1956 году его ученики заняли призовое место. Мечтал быть инженером, но тренерская работа увлекла настолько, что в 1958 году закончил физкультурное отделение II-го Буйнакского педучилища и связал свою жизнь с педагогической деятельностью. По окончании училища работал учителем фехтования в спортшколе, преподавателем физкультуры в школе №3, где сам когда-то учился. Тренерская работа складывалась довольно успешно. Десятки его учеников-фехтовальщиков стали чемпионами Дагестана, а одна воспитанница даже завоевала чемпионство на соревнованиях всероссийского уровня.

Закончив заочное отделение исторического факультета Дагестанского университета, стал преподавать в школе историю.

В начале 1960-х Алексей Бинсаарович увлекся краеведением. Организовывал походы с учащимися, сбор материалов об аулах Дагестана, прославленных местных жителях. В 1965 году под его руководством ученики 5-8 классов собрали и выставили материал о более чем 600 участниках ВОВ. На Всесоюзном слёте Победителей похода по дорогам боевой славы его выставка была признана лучшей. Поисковая работа привела к созданию музеев с интересным археологическим, этнографическим и другим материалом, носившие образовательный и просветительский характер. Его музеи были интересны не только для учащихся, но и для всех посетителей.

Когда Алексей работал в педучилище, у него была своя лаборатория, где он монтировал свои фильмы. В педучилище он основал киностудию «Чираг («свеча»). Было снято около 30 короткометражных фильмов. Каждый поход сопровождался фотосъемками. После похода составляли фотомонтаж, снимали короткометражные фильмы. Фильмы, снятые краеведами-кинолюбителями, становились лауреатами российских и всесоюзных конкурсов самодеятельного кино. Особенное чувство удовлетворенности были после того, как в Москве, в Доме Союзов, на огромном экране демонстрировали фильм его студентов, за который потом получили диплом всесоюзного значения.

Пашаев А.Б. преподавал, работал в две смены, оставался на работе до позднего вечера. Продолжая совершенствовать профессиональный уровень, он поднимался и по карьерной лестнице: стал заведующим школьным отделением II-го Буйнакского педучилища, совмещал работу преподавателя в Буйнакском кооперативном техникуме, позже работал в институте. Был заведующим кафедрой общественных наук в Буйнакском филиале ДГУ. В 1966 году ему присвоили звание заслуженного учителя школы ДАССР, а в 1970-е — отличника потребкооперации СССР.

Созданные педагогом Пашаевым клубы «Дагестан» школы №3 и «Данко» II -го БПУ (Буйнакского педучилища) были участниками и одними из победителей всероссийских и всесоюзных слетов.

В педучилище и в кооперативном техникуме он ежегодно проводил слеты, в которых принимали участие все студенты. Проводились конкурсы и соревнования. Причем и подготовкой, и проведением слета занимался штаб слета, состоявший из студентов. В лесу на небольшой полянке разбивался палаточный городок, где на протяжении четырех дней соревновались до 700-800 участников.

Студенческий отряд краеведов педучилища на Клухорском перевале (в горах на границе Абхазии и Карачаево-Черкесской автономной области) установил обелиск в память дагестанцев — защитников Главного кавказского хребта. Обелиск высотой 270 см выложен плитами размером 40Х40 см из дагестанского камня, который был поднят на перевал по узкой тропе и установлен на скале. «Это был морозный день, -35 С, — вспоминал руководитель Пашаев, — ребята несли на себе каменные плиты в горы. Сельчане удивлялись: "Только дагестанцы могут так чтить память своих земляков"».

Краеведы из кооперативного техникума в деревне Заболовке Великолукского района Псковской области установили обелиск с барельефом героя Советского Союза Эседа Салихова, выпускника техникума, погибшего при освобождении этой деревни.

В 1990-х евреи уехали из Буйнакска в Израиль. Алексей Пашаев вспоминал: «Многие уезжавшие были моими учениками. Они были очень ко мне привязаны и знали Дагестан не по городским улицам, а по горам, по великолепной природе, по великолепным людям... Все они ходили со мной в походы в горы. Они знали эту изумительную природу и невероятно благородных горцев, которые гостеприимно всюду встречали нас, как самых родных. Бывало, что провизия в походе заканчивалась, и мы обращались к сельчанам. Как-то, помню, возвращались из Азербайджана в Дагестан. Закончились продукты, и мы обратились к сельчанам. Те сказали: "Приготовим всё, что вам нужно — сыр, чуреки, мясо и фрукты. Утром заплатишь". А утром спрашивали: "Откуда ты, парень?", и когда узнавали, что мы из Буйнакска, деньги за продукты не брали и с ноткой упрека в голосе отвечали: "Что ж ты такие вещи говоришь? Мы же не на одного тебя, это все для детей дали". А группа была из 19 человек!"

Опытный учитель, настоящий профессионал, мудрый и талантливый педагог, учитель по призванию, Алексей Бинсаарович Пашаев был до глубины души предан своему делу. В его сердце всегда жила любовь к воспитанникам, к своей профессии, к своему предмету, стремление привить ученикам любовь к новым знаниям и навыкам, и при всём этом — строжайшие требования к учебе.

Выпускники до сих пор вспоминают с глубоким уважением: «Алексей Бинсаарович учил нас думать, фантазировать, творить и четко излагать свои мысли на бумаге. Как это потом пригодилось во взрослой жизни! Он был для каждого из нас замечательным наставником и хорошим другом».

«Он безмерно любил Дагестан, родной Буйнакск, - напишет о нём городская газета "Будни Буйнакска", - изучал и знал самые глубинные страницы их истории, мог часами увлекательно рассказывать о них. А когда отсюда стали уезжать его соплеменники - горские евреи, включая детей и родственников, принял, наверное, непростое решение - доживать на своей родине и упокоиться именно здесь, на родной земле.

Не одно поколение буйнакцев с благодарностью помнит и будет помнить его имя».
Алексей Бинсаарович Пашаев похоронен на еврейском кладбище в г. Буйнакске. Светлая ему память!

Похожие статьи